Макарьев Желтоводский монастырь и Саратов

Aug 07, 2022 15:03




Сегодня Церковь совершает празднование памяти преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца (†1444). Основанный преподобным около 1435 года Свято-Троицкий Желтоводский монастырь просуществовал недолго: в 1439 (или 1440) году татары разорили обитель, а братию перебили. Память Желтоводских преподобномучеников совершается местно 22 сентября (5 октября). Однако в 1620 году инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий, которому явился сам преподобный Макарий, возобновил Троице-Макариев монастырь; в 1624 году в возрождённой обители была построена первая деревянная церковь. В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам. С 1651 по 1667 годы возводятся в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. В 1677 году было завершено строительство мощной монастырской крепости, поставленной для защиты монастыря и ярмарки. Во второй половине XVII века монастырь достиг своего наивысшего расцвета. Патриарх Антиохийский Макарий III (аз-Заим), посетивший обитель в 1666 году, назвал её «вторым Иерусалимом». У монастыря в это время было несколько так называемых дворов - своеобразных представительских контор с несколькими монахами-насельниками, управлявшими монастырскими промыслами. Один из таких дворов (конкретно рыбного промысла) был в городе Саратове, располагавшемся в ту пору (время так называемого второго города) на левом берегу Волги. Как писал А. А. Гераклитов, Макарьевский Желтоводский монастырь «имел в Саратове двор и амбары». В 1666 году саратовский воевода князь Иван Барятинский разбирал судную тяжбу между Троице-Макарьевым и саратовским Казанско-Богородицким монастырями по делу «в соляной поклаже в 550 рублей». По мере роста «рыбного городка» на правом берегу Волги, напротив «второго» Саратова, туда же был перенесён «зимовый двор» Макарьева Желтоводского монастыря, существовавший и после переноса на правый берег (на нынешнее место) всего города Саратова в 1674 году. Рыбный двор Троице-Макарьева Желтоводского монастыря сохранялся в Саратове как минимум до конца XVII века, после чего в источниках уже не упоминается.
Любопытно, что насельником именно Макарьева монастыря был чёрный поп Феодосий (Андреев), который «от Макарья сшол на Саратов, и на Саратове жил у игумена [Казанско-Богородицкого монастыря - u.] Филарета, которой наперед того был на Москве у Сретения, что на Сенях, в попех». Затем Феодосий ушёл на Дон, в Никольский Холков монастырь (в нынешней Белгородской области), где в 1670 - 1671 годах был строителем, и «вору Стеньке Разину учинился отец духовной поневоле». Степан Тимофеевич Разин прислал Феодосию золотой крест с мощами и обложенный золотом образ святителя Николая Чудотворца. В 1671 году священноинок Феодосий был схвачен и привезён в Москву к розыску, во время которого выяснилось, что «тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор», после чего его судьба неизвестна.

Бóльшая часть сведений об истории Саратовского Поволжья в XVII веке, которыми я пользовался, была раскопана нашим замечательным краеведом протоиереем Михаилом Беликовым, за что ему огромная благодарность!

церковно-историческое, святые Поволжья, заметки

Previous post Next post
Up