В славянской Минее на память святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови содержится только вседневная (четверичная) служба (три стихиры на воззвахах, канон с кондаком без икоса). Греческое восполнение минейной службы до полного всенощного бдения с малой вечерней написал протопсалт Леонид Филиппидес; оно
опубликовано в блоге «Ακολουθίες Αγίων». Тропарь из этого последования перевёл клирик «кирикитского» Синода греческих старостильников, покойный священник Андрей Сиднев aka
iasidnev. Язык этого перевода несовершенен, но, тем не менее, предлагаю его читателям «Заметок»:
Тропарь, глас 1.
Подобен: Камени запечатану:Трех преславных дев, Софиино прозябение, Веру, Надежду и Любовь, пламенне песньми почтим. Укрепляемы бо силою Креста, претерпеша мучения болезненныя, и мечем усекаеми главам, мученическим венчалися венцем. Слава укрепившему их, слава тем прославиша, слава действующу за них всякая исцеления.
Update: Как напомнил в комментарии
novisrbljak, несколько стихир из службы протопсалта Леонида были переведены в сестричестве святителя Игнатия Ставропольского (Москва) и
опубликованы в их блоге.В «Тропарионе», подготовленном к изданию Евгением Сергеевичем Кустовским aka
prochor, приведён следующий тропарь мученицам:
Тропарь, глас 4:Тоpжеству́ет Це́pковь пеpвоpо́дных, / и свесели́тся пpие́мля ма́теpь о чаде́х веселя́щуюся, / я́же я́ко му́дpости тезоимени́тая / тpо́йственным богосло́вским добpоде́телем pавночи́сленныя поpоди́. / Ты́я с му́дpыми де́вами зpит уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Слову, / с не́ю и мы духо́вне в па́мяти их свесели́мся, глаго́люще: / Тpо́ицы побо́pницы, / Ве́pо, Любве́ и Наде́ждо, // в ве́pе, любви́ и наде́жде утвеpжда́йте нас.
Ещё один тропарь содержится в
Менологии Томаса (в Крещении Михаила) Перселла:
Troparion of St Sophia and her Three Daughters
Tone 5Thou didst blossom in the courts of the Lord / as a fruitful olive tree, / O holy Martyr Sophia; / in thy contest thou didst offer to Christ / the sweet fruit of thy womb, / Love, Hope and Faith. // With them, intercede for us all.
Двое греческих песнописцев - священноинок святогорской обители Симонопетра Афанасий и Георгий Милицис - составили молебные каноны в честь мучениц. Эти параклисы выложены на сайте «Ορθόδοξο Προσευχητάρι»:
молебный канон священноинока Афанасия и
молебный канон Георгия Милициса.
И, наконец, церковнославянское восполнение службы мученицам составил московский гимнограф протоиерей Илия Шапиро. В его последовании есть полностью стихиры на литии, стиховне и хвалитах. Из полностью комплектного бденного состава отсутствуют, таким образом, самогласен воззвахов, седальны начала утрени, стихира по 50-м псалме, икос 2-го междопесния и светилен / экзапостиларий 3-го междопесния. Поскольку творение отца Илии ещё не публиковалось, предлагаю его читателям «Уставных заметок».
Святыя мученицы Софии и трех ея дщерей: Веры, Надежды и Любве
На литии стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:О сиятельнаго душ ваших, благонравныя сестры́! / О мучителя злокозненна немощи! / О дерзания вам, о презрения к ласкательствам, / о болей, о терпения, христозванныя девы! // О страдания лютаго и прекраснаго!
О премудраго корене, Веро, первородная лилие! / О глагол боговерных ти, нестерпимых мучителю! / О биения рабска, силе веры недвижимей! / О сосцев урезания девы, о железа разжженнаго, / о смолы ей кипящия, духом веры угашенней! / О болей, о терпения дщери старшенствующия! / О глагол крепкодушных лицезрящия сия матере! / О главы́ благоверныя усекновения! // О страдания лютаго и прекраснаго!
О Надеждо, лозы живоносныя отрасле! / О биения долгаго, умножающуся ти упованию! / О огня, разжигающа ревность мученицы! / О железных когтей, с миром связь раздирающих! / О котлу растопившуся пламенным благонадежием! / О болей, о терпения ученицы Распятаго! / О словес медоточных сокрушенныя матере! / О конца ти, надеждей небес преисполненней! // О страдания лютаго и прекраснаго!
О юнейшая! О богоименная! / О биенная палицею, колесова́нная! / О кровей истечения, напаяющих землю! / О пе́щи, обжигающей и мучителей! / О буравы, всем Любовию Бога славящия! / О болей, о терпения ти, о Любы христоносная! / О пресирыя матере сладкоречно дыхание! / О главы отсечения, ко Христу взяту духу! // О страдания лютаго и прекраснаго!
Слава, глас и подобен тойже:Еда забудет мати отроча свое, глаголет пророк, / и не помилует ли исчадия чрева своего, / утешается убо Вера материнскою верностию, / утешается упованием матерним и Надежда, / утешается Любы матере любвеобилием: / кто утешит Софию, кто дерзнет слово молвити? / Кто пожерл Богу противодостойное? / Се сама богомудрая сие сердцем весть: // се Сама Богородица, се Мати Распятаго.
И ныне, глас и подобен тойже:О страдания непостижна человеком, / о оставленности неописуемыя: / у Креста предстоит матерей утешение, / распалается сердцем, Яже дев упование: // се Сама Богородица, се Мати Распятаго.
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:Риме, граде вечне, / древнее оставль нечестие, / ясным озарися подвигом / дщерей ти предобрых, // материю просвещенных мудрою.
Стих: Приведутся Царю девы в след ея, / искренния ея приведутся Тебе.
Церковь Божия, / весело взыграй псаломски: / девы бо доброименныя, / возводимы в царственная, // слову матере последовавше мудрыя.
Стих: Приведутся в веселии и радовании, / введутся в храм Царев.
Честная первомученик собрания, / ангельским сретайте пением / юных дев, поправших змия древняго, / естество прешедших мукою, // в сонме вашем водворяющихся.
Слава, глас и подобен тойже:Галлия прекрасная, / возликуй молитвами, / величай страдания / почивающих под сенью ти // христославных мучениц.
И ныне, праздника.
На хвалитех, стихиры на 4, глас 8:Верою святии вси содеяша правду, / получиша обетования, / угасиша силу огненную. / сице бо апостол языков провещавает / и о славнем, Веро, страдания подвизе, / иже бысть ти восход к небеси тверд, / идеже во славе воистину нетленней / пребываете три сия, о нас молящеся: // Вера с Любовию и Надеждою.
Яко чада послушания, / совершенне уповайте / на приносимую верным благодать / откровением Иисус Христовым: / дерзновенно ин первоверховен глаголет. / Сего убо зову - отверзе чуткий Надежда слух / исполняя писание страдальческим подвигом, / единящем три сия, о нас молящихся: // Веру с Любовию и Надеждою.
Познахом любовь, юже имать Бог к нам, / любви Апостол и Богослов вопиет, / паки вещает, яко Бог любы есть, / и в Том пребывают делателие истинныя любве. / Сему пачеестественным страданием, / и самою смертию за всех Жизнь, / свидетельствова юнейшая из триех, / иже о единении нашем ныне молящиися: // Вера с Любовию и Надеждою.
Глаголет премудрый о страсе Господни, / яко той начало премудрости есть. / Сия во уши дщерей и пречиста сердца / влагает блаженная мати София. / Темже вено честнаго страдания / возвращают сердцу оныя непорочныя сестры / с премудрою убо материю во веки веселящеся / пребывают ныне три сия и о мире молятся // Вера, Надежда и Любы.
Слава, глас тойже:О предивна Божия домостроительства, / о чудес Троицы Живоначальныя, / благодатию сердца возпламенившея / четверицы немощныя естеством, / но ревностию о Господе изрядствующея: / се же богомудрою материю вдохновенныя, / яко горлицы вознесошася к небеси, / идеже пребывают три сия, о нас молящеся: // Вера с Любовию и Надеждою.
И ныне, праздника.