В одной недавней дискуссии в
ustav с подачи о.
ext_620338 речь пошла о почитании в Читинской епархии Иргенских мучеников Симеона, Киприана, Иосифа, Василия воинов и иже с ними пострадавших († ок. 1656 - 1662). Отец Роман
написал, что эти страдальцы - «скорее всего исповедники раскола, замученные воеводой Пашковым, известным по "Житию Аввакума"». Автор публикации
(
Read more... )
В 1735 г. один путешественник-немец свидетельствует о народном почитании иргенских мучеников, специально оговаривая, что они официально не канонизованы. Да и какие в 18 в. были канонизации?
Почитание выражалось посредством совершения заупокойных богослужений. Главным народным праздником на Иргени была Девятая Пятница, и этот фестиваль был посвящен не только иконе Параскевы Пятницы и панихидам по казакам, но был полноценным продолжением древних языческих традиций, привлекая множество инородцев буддистов и шаманистов. В результате чего Иркутский Преосвященный это безобразие запретил.
Захиревший Иргенский острог получил новую жизнь в конце 19 века, когда активный начальник миссионерского стана возродил почитание Иргенских мучеников, а к празднику Девятой Пятницы из Читы на расстояние примерно сотни верст шел крестный ход. Некоторые впечатления об этом крестном ходе содержатся в воспоминаниях архимандрита Спиридона "Из виденного и пережитого" (и вообще книга интересная). О.Спиридон вначале мирянином, а затем иеромонахом участвовал во многих миссионерских проектах в Забайкалье.
Интересный казус был связан с тем, что к концу 19 в. в Иргени имелось четыре тела мучеников, но только три имени. И вот, одной мещанке из неблизкого Благовещенска чудесным образом было открыто четвертое имя. Это видение пришлось очень кстати.
В 1911 г. архимандрит Ефрем свидетельствует тела иргенских мучеников, и в своей брошюре описывает их почитание . Хотели строить монастырь, наверняка рассматривался вопрос о канонизации, но из-за некоторых причин, скорее всего, подозрений в старообрядчестве, от прославления отказались.
В 1984 г. церковные власти продолжили традицию отказа от канонизации Иргенских мучеников невключением их имен в Собор Сибирских святых. Единственное их упоминание содержится в Зеленой Минее май-3, список Русских святых.
В конце 90-х по благословению еп.Иннокентия возобновилась традиция молитвы на Иргени в Девятую пятницу с небольшим крестным ходом. В нулевые годы эта традиция утвердилась, на месте бывшего острога поставили часовню-беседку. Единого богослужебного чина на протяжении этих лет не сложилось, замечу только, что епископ Евстафий совершал молебен мученикам, хотя в данном случае уместно только почитание в рамках заупокойного богослужения. Года три назад в новостях появились сообщения, что в ближайшем к Иргени с.Беклемишево будет создан храм в честь мучеников Иргенских. Это тоже непонятно, потому что не принято посвящение храмов непрославленным угодникам, в таких случаях посвящение бывает патрональным святым.
Богослужебных текстов нет никаких вообще. Даты праздника, разумеется, нет, а день почитания - Девятая Пятница, никак не связан с житием и страданием. Жизнеописание с легендарными сорока бочками рыбьих язычков вызывает немало вопросов. Про труды Камединой вряд ли можно говорить в серьезном контексте, почитайте хотя бы ее "Художественный акафист Иргени", чтобы понять уровень автора. Есть две иконки (одна, более приличная, помещена здесь, а более ранняя - в уставе), написанные прихожанкой. Но написать сейчас и залить в сеть может кто угодно и что угодно, а об иконах дореволюционных ничего не известно, скорее всего их не было. Бурятские ламы приходили в иргенский храм и медитировали перед чтимой иконой Параскевы Пятницы.
Вполне разделяю выраженную в стартовой записи точку зрения, хотя сначала такой ракурс показался парадоксальным.
Хотелось бы увидеть достойное прославление Иргенских мучеников.
Reply
Спасибо, отче. В общем, понятно и возражений почти не вызывает.
Единственное их упоминание содержится в Зеленой Минее май-3
Тут вот какое дело. Список "Зеленой" Минеи готовился (в основном) по материалам свят. Афанасия Ковровского и спискам соборных прославлений 60-х - 80-х гг. В Собор они, как Вы верно заметили, не вошли, значит, их имена -- из архива Богослужебно-календарной комиссии. А, значит, в то время они уже рассматривались как святые.
Года три назад в новостях появились сообщения, что в ближайшем к Иргени с.Беклемишево будет создан храм в честь мучеников Иргенских
Община зарегистрирована, на месте предполагаемого храма -- Поклонный Крест. Их сайт (дохленький, правда) -- вот.
не принято посвящение храмов непрославленным угодникам
В общем, да, хотя в реальной жизни всё чуть сложнее. Но здесь (если оставаться на позициях св. Афанасия и его продолжателей, а не нынешней СКК) как раз никаких вопросов -- храм во имя местночтимых святых. Если же подходить к делу формально (нет бумажного именного акта о канонизации -- нет святых), то вообще крайне сложно найти на Руси-матушке (особенно в досинодальное время) "официальных" святых -- исторически канонизации у нас были единичны. А вот такие культы, со временем оформившиеся в полноценное почитание -- сколько угодно.
понять уровень автора
Да я понимаю :) И "акафист" читал, и по статье видно. Но других подобных связных изложений всей истории, в общем-то, нет, так что остаётся работать с тем что есть и фильтровать по мере возможности текст.
Хотелось бы увидеть достойное прославление Иргенских мучеников
Ну, или, по крайней мере (с поправкой на вышеизложенное) -- достойное оформление их почитания. Да.
Reply
Leave a comment