В одной недавней дискуссии в
ustav с подачи о.
ext_620338 речь пошла о почитании в Читинской епархии Иргенских мучеников Симеона, Киприана, Иосифа, Василия воинов и иже с ними пострадавших († ок. 1656 - 1662). Отец Роман
написал, что эти страдальцы - «скорее всего исповедники раскола, замученные воеводой Пашковым, известным по "Житию Аввакума"». Автор публикации об Иргенских мучениках Людмила Васильевна Камедина тоже
приводит эту версию: «Архимандрит Ефрем выдвигает две причины жестокого обхождения воеводы Пашкова с воинами: смирение, кротость и благочестивая жизнь воинов, которые были молчаливым укором деспотическому воеводе, либо сохранение воинами старого обряда, к которому призывал протопоп Аввакум и за который воевода мог, по царскому указу, строго обращаться с людьми: этот царев указ развязывал ему руки» (выделение моё - u.).
Однако хочу заметить, что при этом о какой-либо церковной оппозиционности страдальцев сведений нет никаких, а до начала открытого разделения после Большого Московского Собора они вообще не дожили. И позиция свщмч. Ефрема Селенгинского, увязавшего старообрядность мучеников с протестом Аввакума, скорее всего не опирается на источники. Более того, эти два обстоятельства с гораздо бóльшей вероятностью были независимы.
До этого история мученичества этих святых воинов как-то проходила мимо меня. Но если действительно возможным мотивом их мученичества было сохранение ими «древлего благочестия» по возможности без ухода в раскол (куда их фактически выталкивал воевода своим поведением и злобой), то перед нами ещё одна чёрточка в ряду имён русских святых, хранивших старый обряд внутри «господствующей» Церкви.