Очередная. Как я её не заметил за 40 лет, сам не понимаю. В Маhковой главе под 1 января «Аще случится Ообрезание Господе, и святfго Василия Великаго в Неделю» указано: «На благословении хлебов, тропарь святаго, дважды: и Богородице Дево, единожды». Однако это прямо противоречит указанию основополагающей в данном случае 3-й главы Типикона «О святем
(
Read more... )
Естественно - потому что Василию Великому полагается в уставе полиелейная служба с примечанием о возможности бдения; а к моменту издания последней версии Типикона уже прочно установилась традиция совершать святителю бдение, видимо, потому и знак праздника когда "можно творить бдение" - крест в полукруге - заменили на знак "бдение" - крест в круге.
Праздник же обрезания, хотя даже в "Настольной книге священника" С. Булгакова именуется великим, но фактически таковым не является. Название "великий праздник" указывает не на значимость праздника, а на его состав. Великий праздник предполагает полиелей с чтением Евангелия, а также другие отличия. Ничего этого, касающегося праздника Обрезания, в Минее 1 января нет - служба Обрезания, если судить по её составу, славословная:
1) на Господи воззвах стихир Обрезания не 3, а 4 - значит, как минимум шестиричная (стихир не 6, поскольку ещё нужно оставить место для стихир святому, которых также не 6, а 4, поскольку всего их может быть при двух службах только 8);
2) на литии стихиры святому, празднику только "И ныне", да и то повтор петой на Господи, воззвах;
3) стиховные стихиры святому, празднику только "И ныне", да и то повтор петой на Господи, воззвах;
4) седальны по кафизмах и полиелее - по два святому, празднику только "И ныне";
5) полиелей, величание, антифон "От юности...", прокимен, Евангелие и стихира - только святому (величание Обрезания, напечатанное в зелёной Минее, Типиконом не предусмотрено);
6) каноны: празднику на 4, святому на 8;
7) Кондак праздника (без икоса) - по 3 песни, святого - по 6 песни;
8) хвалитные стихиры святому, празднику только "И ныне", да и то повтор петой на Господи, воззвах;
9) На часах поются оба кондака - признак службы как минимум славословной, потому что кондаки шестеричных служб, во всяком случае при наличии других кондаков служб от славословной до бденной, не поются.
Reply
Leave a comment