Соборное служение литургии.

Dec 16, 2019 16:55

В настоящее время существуют две параллельных богослужебных традиции произнесения возгласов при соборном священническом служении литургии. Чисто условно их можно обозначить так: «русская» и «греческая». Русская традиция прерогатирует произнесение возгласов «Мир всем» и всех возгласов евхаристического канона (кроме возгласа «И даждь нам единеми усты ( Read more... )

догматика и богословие, литургия и ее чинопоследования

Leave a comment

ext_5758859 May 31 2021, 22:07:23 UTC
"Древнейшая литургическая практика не знала сослужения во время Евхаристической молитвы: всю молитву целиком, каждый ее возглас - и далее все, вплоть до причащения, - произносил только один человек (если быть точнее, совсем уж древняя доникейская практика, в которой над хлебом и чашей могли читаться две или несколько _разных_ молитв, допускала, чтобы при визите епископа в другую епархию он читал одну из этих молитв, а местный - другую, но с повсеместным установлением к 4 веку единой Евхаристической молитвы этого не стало ( ... )

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 14:09:33 UTC
Спасибо. Очень интересно.
А вот «Мир всем» перед Апостолом у греков сейчас отсутствует? С чем это связано?

Reply

ext_5758859 June 1 2021, 17:03:52 UTC
У Иоанна Златоустого 1-й возглас на литургии: «Мир все» т. е. - здрасти, приветствие. (Поэтому и архиерейская хиротония после «Святый Боже…», а потом 1-й возглас новопоставленного епископа: «Мир всем»). Произносился, когда епископ занимал своё место в апсиде там большой амфитеатр высокое горнее место (все седалища) трон, а алтарь перед апсидой. Священники по сторонам - синтрон. Далее читалось Священное Писание. Читали Писание подряд. Предстоятель: «Мир ти чтущему» т. е. хватит. Перед Евангелием не было 2-го «Мир всем», это перешло с утрени ( ... )

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 17:32:17 UTC
У нас получается два раза «Мир всем». Перед прокимном Апостола и перед Евангелием...

Reply

ext_5758859 June 1 2021, 17:34:27 UTC
Да. Перед Евангелием с утрени перенесли.

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 17:35:08 UTC
А можно поподробнее?

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 17:43:11 UTC
Короче говоря, вывод такой. При соборном служении на евхаристическом каноне возгласы не передаются. Так?

Reply

ext_5758859 June 1 2021, 18:02:18 UTC
Конечно. Это одна цельная Евхаристическая молитва с уже позднейшими добавленными диалогами. Как то никакую другую молитвы не читают по очереди, а только кто то один.

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 18:05:40 UTC
А «Мир всем» до евхаричтического канона можно передавать сослужащему священнику?

Reply

ext_5758859 June 1 2021, 18:21:34 UTC
«Мир всем» преподавал только предстоятель один раз после Входа. Но если Евхаристическую молитву читал другой священник или епископ, то он после диалога "Дух святый...". шел к престолу, где преподавал «Мир всем» (сейчас перед "Верую", а после окончания снова предстоятель: «Мир всем» т. е. я снова возглавляю. Так что если он будет предстоятельствовать на Анафоре, то тогда можно. А так какой смысл?

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 18:30:13 UTC
При соборном служении получается, с одной стороны - возгласы должны перераспределяться между сослужащими, а с другой - евхаристический канон произносит только один, как образ Христа.

Reply

ext_5758859 June 1 2021, 18:57:32 UTC
Здесь не в образ дело, а в предстоянии в молитвенном собрании (в данном случае Евхаристической): у евреев, и у ромеев всегда кто-один читал молитву и благословлял хлеб и вино. На Тайной Вечери это Христос, как учитель, в доме глава семьи и т. д. По другому не могло быть.

Reply


Leave a comment

Up