Jun 09, 2014 09:25
Оригинал взят у
zina_korzina в
Магия Гайдара.Меня с детства привлекала гайдаровская эстетика и вот, наконец-то я сформулировала всё, что об этом думаю. Полный текст - на сайте газеты «Завтра», но здесь я дам несколько абзацев для знакомства с моей концепцией. Я его рассматриваю через эпоху и через некие подсознательные образы. Он для меня сюрреалист и автор, созданный для Хичкока... Его же постоянно представляли, как некоего общепионерского гувернёра и снимали плоские фильмы, за исключением, пожалуй, предвоенного «Тимура...». Итак, цитаты...
...В «Судьбе барабанщика», в сцене галантного маскарада есть поражающий воображение монолог: «Ты знаешь, я потерялась. Где-то тут сестра Зинаида, подруги, мальчишки... Я подошла к киоску выпить воды. Вдруг - трах! бабах! - труба... пальба... Бегут какие-то солдаты - все в стороны, всё смешалось; я туда, я сюда, а наших нет и нет...». Навязчивое, как в сумбурном сновидении, переплетение войны и маскарада, несовместного, но зачем-то нелепо спаянного. Вторжение параллельной реальности или вторжение грозного Будущего, на которое, впрочем, девочка эпохи сюрреализма, реагирует исключительно спокойно? Ну да, солдаты с пальбой на празднике, исчезновение сестры, подруг, мальчишек, …наших.
Кадр из фильма «Тимур и его команда».
Интересны и «взаимоотношения» героев Гайдара, точнее - самого Гайдара с такой формой существования материи, как время. «А жизнь, товарищи... была совсем хорошая!» - это говоритсяне о прошлом и даже не о настоящем. И, скорее всего, не о будущем. Это Вечность, которая наступила, и будет длиться бесконечно долго. Поэтому и допустимо столь дикое (!) обращение с глаголом «быть». В знаменитой работе Владимира Паперного «Культура - 2», посвящённой сравнению послереволюционных лет с предвоенными есть увлекательное объяснение этому явлению. Смыслы и мечты динамичных 1920-х (Культура-1) были устремлены к Прекрасному Далёко; тогда как Культура-2 (1930-е) обращаются к …устойчивой, застывшей Вечности… «Постоянство памяти» - именно так называется одна из знаковых картин Сальвадора Дали! Постоянство времени.
Картины, виды, реалии Гайдара - причудливы,… стерильны и наполнены каким-то особенным воздухом. Вместе с тем, они могут обернуться жутковатым царством теней и сущностей из потустороннего мира. Мне представляется, что некоторые гайдаровские вещи просто созданы для …Альфреда Хичкока, ибо только он мог бы наиболее точно передать вот это: «Очнулся я уже у себя в кровати. Была ночь. Свет от огромного фонаря, что стоял у нас во дворе, против метростроевской шахты, бил мне прямо в глаза. Пошатываясь, я встал, подошел к крану, напился, задернул штору, лёг... И опять, как когда-то раньше, непонятная тревога впорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осторожно присела у моего изголовья и, в тон маятнику от часов, стала меня баюкать: «Ай-ай! Ти-ше! Слы-шишь? Ти-ше!»
Это просто отрывки, а полный текст - ТУТ.
детство,
идеология и пропаганда,
культура,
1930,
1937-21.06.41,
1930-е