Доброго дня, дорогие читательницы сообщества! Хочу поделиться с вами своей находкой в сфере тайм-менеджмента для мам - именно творческих натур, которая оказалась мне удивительно полезной и привела к хорошим результатам за короткий срок. Не так давно попалась мне удивительная книга авторства Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд». Если не обращать внимание на субъективное предисловие Артемия Лебедева, смысл которого я не поняла от слова совсем - книга мне исключительно понравилась. Во-первых, она небольшая и читается за 2 часа на одном дыхании (я засекала). Во-вторых, в ней описаны способы, которые автор - дизайнер, художник-иллюстратор и писатель - проверила на своем многолетнем опыте лично. Ведь это действительно правда: все известные способы тайм-менеджмента для «обычных» людей плохо приживаются у людей творческих - это факт, проверенный лично мной.
Если вы - мама-дизайнер, художник или просто творческая натура и по складу своей психики или ввиду воспитания/мировоззрения не приучены к порядку в голове, делах и материи - эта книга вам точно понравится. Это очень серьезное оружие в борьбе с так называемыми творческими кризисами, которые ох как тормозят рабочий процесс, да и приятного в них мало.
Я составила краткий конспект из мыслей-идей, которые мне понравились в книге и которые взяла на вооружение и стала практиковать. Кстати, теперь я читаю книги конструктивным способом: с ежедневником и карандашом и составляю краткий конспект понравившихся мыслей. При желании его всегда можно применить-перечитать, не перечитывая при этом всю книгу. Это колоссально экономит время досуга-личных дел, коего у мамы немного и оно на вес золота.
Итак, очень кратко :
1) Хронометраж 3-5 дней. Яна предлагает попробовать его вести хотя бы 3 дня, в идеале - 5, чтобы выявить «утечки» времени и лучше узнать свои возможности. Все дела записываются с указанием времени, которое потрачено, с - по.
2) Ежедневник для рутин , расписанных по календарю - всегда под рукой. Эта система показалась мне удобней, чем просто ежедневник, поэтому разбить все дела понедельно, по месяцам расписать, гибко и жестко - этим сейчас занимаюсь на досуге.
3) Неприятные задания - почему они неприятны и мы их оттягиваем-откладываем? Значит им предшествуют неприятные действия. Вывод: сделать эти предшествующие действия удобными.
4) Дробление сложных больших задач на 15-минутные, поэтапные. Так их психологически легче сдвинуть с мертвой точки.
5) Режим 45/15. 45 минут - концентрированная работа, 15 минут - кардинально другая деятельность или рутины-дела из списка рутин. Академический час придуман не зря, оказывается.
6) Отключать звук телефона на эти 45 минут концентрированной работы и не бояться попросить подождать/перезвонить через 45 минут. Как правило, нет таких «срочных» дел, которые не потерпят 45 минут.
7) Зачем нужен хронометраж? Чтобы оценить, прежде всего, свои возможности.
Дополнения от моего мужа: помимо механического исполнения задач, нужно чувствовать, что нужно делать прямо сейчас, иными словами - что «выгорит» как проект, а что - подождет и отвалится само.
Совместный тайм-менеджмент, совместная организация времени, уважение к потребностям другого (речь идет как о супругах, так и о детях, и о деловых партнерах и т.д.) - это более сложно, но оно того стоит. Ведь, как известно, один идет быстро, а вместе - далеко. Это целое искусство.
Дополнения от меня как мамы 1,5-годовалого малыша: с ребенком эти рекомендации хоть и сложны в выполнении (45 минут непрерывной концентрации на работе я могу позволить себе только в его сон) , но вполне выполнимы, я проверила. И хронометраж вела. В ходе которого, например, выяснилось, что проверяю слишком часто почту/контакты/жж, а утренние рутины вроде просыпания, умывания, кормежки кота, уборка лотка и горшка, завтрака моего и сына занимают никак не меньше 1 часа 10 минут каждый день. Что готовка , вернее ее активная фаза - занимают у меня от 1,5 до 2 ч времени в день. И другие разные мелочи выяснились.
Еще важное наблюдение: порядок в голове у меня сильно связан с порядком в доме. Зависимость прямая. Речь не идет о идеально чистом поле и отсутствии пыли - а именно о порядке в плане вещей, чтобы глаз не цеплялся за разбросанные вещи и игрушки. Как только понимаю, что застопорилась и наступает «творческий кризис» - беру тайм-аут и навожу быстро порядок по верхам в комнате и кухне. Сразу и дышится легче, и мысли сразу новые приходят, и кризиса как ни бывало. Вот такой лайф-хак.
Буду рада, если эта книга и информация окажется для вас полезной.