"Я зарезал искусство, положил его в чёрный гроб и запечатал чёрным квадратом."
Казимир Малевич
"Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.
Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости"
из
манифеста футуризма Ездил по делам в Москву, и продолжил читать в электричке почти забытое "Великое культурное одичание" Владимира Дашкевича. Наверное, правильно ее читать после
"Теории Интонации", а не до, как я начал год назад, так как в этой книге на более глубоком и широком уровне развивается и переосмысливается связь культуры и цивилизации. Не могу сказать, что я согласен со всем, что пишит Дашкевич, сама структура книги мне не нравится: рваные тезисы, перемежающиеся более подробными объяснениями, много повторов одного и того же, много небрежностей. Но общая мысль и ряд параллелей, безусловно, заслуживают внимания.
Книга написана несколько лет назад, но многие предсказанные в ней явления (как-то: усиление национализма и фашистских тенденцией, открытое признание элитаризма, и др.), к сожалению, реализуются в последние годы со все возрастающей скоростью.
Наверное, я буду кусками освещать некоторые темы. Целиком охватить семисотстраничную книгу сложно.
Дашкевич считает, что важнейшим составляющим культуры является доминирующие психические
архетипы (по Юнгу). Связь двунаправленная, то есть архетипы у людей воспитываются (или, правильнее сказать, проявляется доминирование одних над другими) под воздействием культуры и внешней среды: музыки, литературы, традиций, семьи и т.д. При разрушении или изменении культуры меняются архетипы. Изменившиеся архетипы меняют общество, и далеко не самым безобидным образом. Самое существенное, что меняется этика. Далее, цитаты.
"Деформация художественного образа приводит к тому, что подсознание не воспринимает, а сознание не понимает его язык. Так возникает авангард -- искусство, лишённое языка. Но авангард неизбежно вызывает свою противоположность. Так возникает массовая культура, или попса, -- язык, лишённый искусства. Авангард и попса -- искусство, лишённое языка, и язык, лишённый искусства -- две стороны одной медали, проявление эволюционного тупика в культурном процессе."
Дальше немного развернуто.
"Характерный признак авангарда -- уничтожение сложившихся в ходе эволюции типовых признаков художественного образа, по которым его различает образная распознающая система человеческой психики. Это приводит к тому, что сложившиеся в мозгу ассоциативные связи перестают работать. При этом новые ассоциативные связи также не создаются -- авангардный образ ломает, а не строит. Поэтому, например, даже хорошие профессиональные музыканты не способны запомнить сочинение, написанное в авангардной манере, и вынуждены играть его по нотам. Но теряя ассоциативные связи, человек утрачивает построенные на их основе модели мышления и модели поведения. Сознание, ответственное за свободу выбору, начинает работать в хаотическом режиме -- наступает этический хаос.
Её [попсы] предшественником явился авангард, деформировавший художественные образы и разрушивший в мозгу ассоциативные связи. Только после этого из обрывков художественных образных связей, из обломков художественных образов можно строить суррогатные малоформатные образы -- клипы, комиксы, особенно эстрадные песни.
И вывод.
"Разрушая образно-распознающую систему подсознания, авангардное сочинение деформирует образные оппозиции архетипов и контрархетипов и нарушает этическую систему координат. В результате человек утрачивает способность отличать прекрасное от уродливого, хорошее от плохого, Добро от Зла."
Дашкевич замечает, что несмотря на деструктивность для человечества, авангард (а позднее, и попса), существуют уже больше 100 лет. Объяснение этому он видит в том, что общество с разрушенными художественными и архетипными связями выгодно для капитализма и элитаризма, где понятия справедливости основаны отнюдь не на этических императивах. Эта связь им потом подробно разрабатывается.
(Для справки -- Дашкевич учился у
Филиппа Гершковича, и серьезно занимался
додекафонией, одной из разновидностей музыкального авангарда. Поэтому его оценка роли авангарда основывается не на личном отношении, а на анализе)