Вовремя незабытое

Jun 19, 2015 17:18

Хочется порой написать и поделиться какими-то мыслями, чтобы не забыть и обсудить -- но понимаешь, что кратко обозначить недостаточно, а длинно -- это надо прилично времени. Откладываешь на потом, а потом или забываешь, или забывается. Копятся недодуманные мысли, ненаписанные посты, нерассказанные истории. Копятся в небытие, так как вернуться к ним и к тому состоянию, в котором они были актуальны, уже невозможно. Это расстраивает.

Попробую поднять несколько неназванных вовремя, но не забытых тем.

1. Для меня была открытием лингвистика жестовых языков, да-да, тех самых языков для глухих. То есть казалось бы, что все это должно быть, и морфология и синтаксис, но если задуматься, то все сложнее.  Mногообразие и география жестовых языков. Не смотря на то, что жестовые языки мало связаны с нежестовыми, америнский глухой русского не поймет. Но он не поймет и британца, так как британский и американский жестовые языки разные. В рамках жестовых языков, как и в обычных, есть диалекты. Есть попытка создать "эсперанто для глухих" -- жестуно, который, как и его нежестовый аналог, распространен мало.

[Spoiler (click to open)]
"Американский жестовый язык - амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL), хотя они и разделяют один и тот же звуковой язык - английский. Похожая ситуация присутствует и в Европе: несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), австрийский жестовый язык (en:ÖGS) и германский жестовый язык (en:German Sign Language) представляют собой два не связанных друг с другом языка (более того, в относительно небольшой Германии насчитывается несколько диалектов DGS). В ЮАР, где существует 11 различных официальных языков, присутствует один-единственный жестовый язык."

И вишенка на торте: в Исландии и Новой Зеландии язык глухих имеет статус государственного.

Хотя нет, вот вторая. В жестовых языках существует развитая поэтическая традиция. Роль рифмы играют повторяющиеся конфигурации, а ритма - плавность и слитность движений.

Абсолютно другой мир. Страна глухих (с), сосуществующая в том же с нами пространстве.



2. Несколько месяцев назад я прочитал первую часть "Теории интонации" Владимира Дашкевича. Это книга о музыкальной интонации и ее роли в культуре и цивилизации. Дашкевич делает далекоидущие выводы, но общий анализ того, что такое интонация, мне показался очень интересным. Настолько, что я хотел написать большую статью "по мотивам", но не написал. Постараюсь вспомнить (книжка не под рукой).

Речевая интонация древнее языка и вообще является надязыковым средством общения. Мы легко различаем дружественную или угрожающую интонацию, причем не только у людей, но и у животных. Интонация передает переживания, эмоции. Музыкальная интонация родственна речевой. И тоже передает надязыковые (в смысле музыкального языка) понятия.

[Spoiler (click to open)]
Интонация часто непроизвольна (крик боли), она не формируется сознательно. То есть это язык не сознания, а подсознания.

Интонация передает информацию о конфликте со средой.

Интонация это именно средство коммуникации, причем средство коммуникациия один-ко-многим, так как в отличие слов интонация однозначна. Крик об опасности или возглас радости вызвает одинаковую непроизвольную ответную реакцию у группы. Из-за этого коллективного действия влияние интонации гораздо сильнее, чем можно было бы подумать.

Развитие интонации тесно связано с развитием культуры (это уже Дашкевич). Разделяется два интонационных строя (Дашкевич называет это музыкально-поэтической интонацией -- МПИ) -- ладовый и тональный. В разные исторические эпохи доминировал разный строй, и есть сильная корреляция между доминирующими общественными идеями и музыкальной интонацией. Самый общий принцип: ладовые интонации соответствуют коллективному, тональные -- индивидуальному.

Соответствие исторической эпохи и интонации:
Античность -- тональная
Средневековье (начиная, первых веков, с Рима) -- ладовая (грегорианский хорал)
Возрождение -- тональная (Dies irae, барды и менестрели)
Реформация -- ладовая (хоралы, полифонизм)
Либерализм -- тональная (классическая музыка в современном понимании: Гайдн, Моцарт, Бетховен)
Тоталитаризм (условно 1917 до 1970гг) -- ладовая (диктатура ритма: марши, гимны и... джаз)
Современная (с конца XX века) -- тональная (рок-музыка, барды)

Каждая историческая и соответствующая ей интонационная эпоха в два раза короче предыдущей.

Интонационный резонанс -- настройка коллективной психики при помощи интонации. Интонация воздействует на общество, формируя определенные модели (или надмодели) поведения. Изменение общественной модели влечет за собой комплиментарное изменение интонации. Наверное, можно представить и обратный процесс, когда при помощи интонации меняется общество. Та же рок-музыка и барды-шестедесятники воздействовали на психику советской молодежи, формируя людей с другой моделью поведения.

музыка, лингвистика

Previous post Next post
Up