Большинство споров ведётся для того, чтобы подтвердить свою точку зрения путём победы над оппонентом, хотя при таком подходе реальная функция спора подменяется более простой: поднятие самооценки в процессе более успешного пользования риторическим инструментарием, чем оппонент. В правильной же дискуссии оппоненты проверяют свою точку зрения под
(
Read more... )
Мне не удивительна упертость по принципиальному вопросу, которая следует из картины мира человека. Это можно понять, сам такой. "Так как заинтересованная сторона в принципе неспособна выносить свободные от биасинга оценки". Но тут предлагают, давайте рассмотрим этот вопрос в контексте ему родственных, взглянем со стороны, а оппонент этого не понимает или не хочет понять.
Я тут читаю книгу Унгерна и Смолина (прошлая запись), и там они, в отличие от того, о чем мы с Вами дискутировали раньше, говорят, давайте думать только о singular Вселенной. Если есть другие Вселенные, то они никак не доступны нашему опыту. Но дальше они приводят интересную мысль. Мультиверс в научном дискурсе появился не только как следствие из математических моделей. Они говорят, что проблема куда глубже. А именно в том, что современная физика не имеет методического аппарата изучать что-то, что существует в единственном экземпляре, и поэтому пытается "встроить" Вселенную в семейство подобных объектов.
В дискуссии, о которой речь идет сейчас, snowps предлагает по сути то же самое.
Reply
PS. Ну да, и про "глубину контекста". Есть такое дело: мы стараемся разобраться в проблеме никуда не годными средствами. Да, мы молодцы, мы отдаём себе отчёт, что наши средства не годны - но, собственно, к этому вся эта "глубина" и сводится. Комплекс неполноценности - и всё. Впрочем, это ешё даеко не самый страшный случай. Комплекс полноценности - он хуже, да...
Reply
Да, Вы правы. Но я хотел сказать, наверное, криво, что желание поставить что-то в контекст подобного -- это естественное желание человека. Которое, наверное, следует из того, что для рефлексии о "своем" обязано быть "другое" (ср. с необходимостью "другого" для этических императивов). Но следующий шаг, размышление на мета-уровне, естественный для точных наук, оказывается неестественным или нежелательным для обсуждения гуманитарных вопросов, хотя тут, в отличие от ситуации с мультиверсом, другие миры предъявлены и доступны для изучения.
По поводу средств. Как иногда говорят, понимание того, что проблема есть, это уже пол-решения. Пока что можно себя этим утешать.
Reply
Reply
Все же, всеобщее образование некоторым навыкам абстрактного мышления учит еще в школе. Поэтому средний современный человек, на мой взгляд, имеет больше навыков/опыта абстрактного мышления, чем средний человек Средневековья или Античности. Другой вопрос, что эти навыки не востребованы или слабо востребованы после школы вне академической и инженерной среды, и без должной подпитки со временем деградируют.
В то же время, доля людей, которые значительно выбиваются из среднего и способны "думать на уровень выше" - она всегда невелика, в любую эпоху, и при любом среднем уровне. Это не потому, что такие люди приносят пользу только тогда, когда их число невелико, а в силу простой статистики.
Reply
Reply
Leave a comment