Начал читать "The Singular Universe And The Reality Of Time" -- книгу, написанную необычным тандемом авторов. Про философа
Роберто Мангабейра Унгера я слышу впервые, ну а физика
Ли Смолина представлять не надо. Кажется, на русский эта книга еще не переведена.
Знакомые со взглядами позднего Ли Смолина, наверное, помнят, что он, будучи известным физиком-теоретиком, активно критикует современную физику. Здесь его критика прорастает попыткой выстроить принципиально новый подход. И в этом он смыкается с философией Унгера, который даже предлагает вернуть термин "натурфилософия", а вслед за термином возобновить традицию думать о природе вообще, в целом, вне и параллельно тому, как это делает наука.
По существу, авторы предлагают пересмотреть некоторые основания науки, прежде всего физики, и тем самым открыть новые возможности, которые сейчас наукой в принципе не рассматриваются. Основной постулат -- это "inclusive reality of time". Я это перевел как "замкнутая реальность времени". Время -- это фундаментальный феномен, который ниоткуда не выводится. Видимо, эта мысль развивается Смолиным в изданной ранее книге "Возврашение времени". Время единственное вечное, все остальное изменяется (во времени). То, что время появилось как координата в СТО, -- это не более чем математическая конструкция. В связи с этим, авторы предлагают рассматривать все в историческом (в смысле времени) контексте, где все -- это в том числе и законы природы. Более конкретно, они видят существенным ограничением то, что физические законы физикой считаются в какой-то степени вечными. Ну или как минимум существующими с начала нашей Вселенной. Можно сказать, что они предлагают совершить вторую релятивистскую революцию. Ньютоновские абсолютные пространство и время Эйнштейн превратил в относительные, но эта относительность задана абсолютной структурой. Нет никаких причин, кроме традиции, считать, что законы природы не меняются со временем, особенно во временных масштабах Вселенной. Поэтому в основном эффекты изменчивости законов могут "заработать" в космологии. Насколько я понял, для подкрепления такого подхода Смолин предлагает фальсифицируемые гипотезы. Но до той части я еще не дочитал.
Книга по сути состоит из двух книг: натурфилософской Унгера и физической Смолина. Воедино их связывает предмет обсуждения, введение и заключительный раздел, где авторы обсуждают некоторые концепты, по которым у них нет полного согласия. Пока что даже без обоснования мне кажется интересным предположение об относительности законов природы, так как оно потенциально расширяет горизонт познания.