Попробуем описать окружающие нас предметы. Стол - коричневый, чашка - белая, лист бумаги - прямоугольный. Вы не можете мне указать на коричневость, белизну, прямоугольность, легкость, умность и прочие качества сами по себе. Они всегда существуют как прилепленные к чему-то. То, к чему они прилеплены, и есть субстанция. А эти все качества называются акциденциями, случайными признаками. И весь наш взгляд на мир - это взгляд на некую совокупность качеств, которые существуют не сами по себе, а прилеплены к тому, что мы называем вещами. А под словом «вещь» мы всегда подразумеваем некоторую субстанцию. На этом стоит европейская философия.
...
А в арабском языке доминирует процессуальный взгляд на мир. Не субстанция подпорка для букета качеств, а процесс, к которому тянутся, к которому естественно примыкают действователи и претерпевающие воздействие. Тогда окружающий нас мир - это собрание процессов. И то, что мы видим в мире, прилепливается к процессу точно так же, как качество прилепливается нами к субстанции.
Это отрывок из относительно старой
статьи на "Эксперте", которую я выудил в архиве
whiteferz.
Прочитав это противопоставление западного и восточного мировоззрения в такой формулировке (обычно формулируют несколько по-другому), мне вдруг подумалось, что западному миру соответствует объектно-ориентированная парадигма программирования, тогда как восточному -- функциональная или процессо-ориентированная. Это либо забавное совпадение, либо факт, требующий осмысления, так как в последние лет 5-7 наблюдается явный разворот в сторону функциональной парадигмы.
Нельзя не заметить также, что это перекликается со
статьей Лосева о связи грамматики и мышления. Еще одно подтверждение тому, что язык определяет сознание.