Атомизация, деградация и постмодернизм

Jul 27, 2012 15:28

Очень интересная и горькая статья на сайте "Литературки".

Про атомизацию общества.

Человек-атом способен лишь на одно - пассивно наблюдать за гибелью своей цивилизации. Он не защитит ни себя, ни своих детей, ни свою страну, ни свои символы веры. Даже если он заряжен энергией сопротивления, то направит её на разрушение - начнёт охаживать кривой и ненавистный политический строй протестной дубиной и лишь ускорит гибель цивилизации.

Чтобы энергия была направлена на созидание, он должен разобраться в том, что случилось вчера и происходит сегодня. Он должен понять, почему советскую цивилизацию уничтожили не бомбы, а болтовня? И куда сейчас летят «томагавки»?

Про роль советских и российских элит в этом.

Элита, осознавшая себя правящим классом, уничтожила советское общество, распылив его в атомы. Она ударила по обществу информационным оружием, оболгав прошлое и разрушив все нормы и культы. Это и обеспечило ей господство.

...

Элита целенаправленно долбит по мыслящей части общества, которая не смотрит шоу, не читает таблоидов и сама направляет своих детей. Она упорно пытается подсадить её на постмодернизм.

Про постмодернизм как идеологическое оружие.

По сути своей постмодернизм - это творчество обезьян. Это сучья свадьба вместо культуры. Это выхолащивание смысла под лозунгом «Искусство имеет право на всё». Это стёб и монтаж. Символ веры постмодернистов - хаос.

Постмодернизм рождён как утиль. Осознание своей вторичности наполняет его беспощадностью ко всему, что первично. Он нападает на то, что создано и осмысленно, с бритвой в руке, как безумец. Он режет и склеивает несоединимое, упиваясь своим шутовством. Он стремится пририсовать рога к каждой иконе. Его смех истеричен и исполнен нездорового торжества.

Как любой ублюдок, постмодернизм был лишён будущего и мог умереть вскоре после рождения. Но он выжил и вполне преуспел. Он оказался востребован как эстетический терроризм. На него сделали ставку, как в своё время сделали ставку на художественное безумие и экспериментаторство, уводящее искусство с дороги социальных протестов. Он должен был превратить культуру в поле эстетской игры и породить нового, вальсирующего человека, который бежит от всякой серьёзности и реагирует лишь на то, что сейчас в моде.

...

Вскоре после «Чапаева и Пустоты» вылетел «томагавк» особого рода - «Кысь». И его целью было уже не советское сознание, а русское. Это был выстрел в русскую идентичность, прицельный и подлый, стремящийся пробудить у читателя ненависть к своим корням, мифам, культуре.

"Чапаева" я читал с удовольствием как интеллектуальное чтиво в середине 90х. Как и всего Пелевина в то время. Ранний, кстати, значительно лучше. Потом, правда, я прочитал Борхеса и Павича, и Пелевин сразу стал тусклым и плоским. С тех пор он мне не интересен. А вот "Кысь" я вообще прочитать не смог. Совсем. Язык прибивает к полу, каждое предложение давалось с трудом, а ощущение после каждого абзаца -- как от душной комнаты...

Посмодернизм -- это глумление над смыслом. Смысл извращается, и остается та сама "чапаевская" пустота, ничто. Я хорошо понимаю, как любители постмодернизма могут переносить посмодернисткое отношение на действительность. И то, что в книге вызывало лишь улыбку, в реальности вызывает отвращение и страх.

общество

Previous post Next post
Up