5 мая 2013
Весна наконец-то утвердилась в Санкт-Петербурге - с солнцем и долгими днями, почками на деревьях, белыми, желтыми и лиловыми лепестками крокусов на зеленеющих полянках и, не в последнюю очередь, вереницами туристов. Сегодня было тепло и прекрасно, и у касс музеев и достопримечательностей люди толпились в очередях, а на площадях выстраивались ряды автобусов. Пока что большинство туристов из регионов России, но уже слышны и иностранные языки. Мы, должно быть, прошагали по городу около четырех часов, и периодически даже снимали куртки.
Первого мая праздновался Международный день трудящихся, и вся прошедшая неделя изобиловала показами плодов долгого труда и многих усилий. Я посетил премьеру в Театре на Васильевском: восхитительную русскоязычную версию пьесы плодотворного американского драматурга Израэля Горовица «Моя дорогая Матильда» («Моя старая леди» в американской версии). Пьесу поставил приглашенный американский режиссер, фотограф Джон Пеппер, участие которого в недавней выставке о городах и людях Консульство помогало спонсировать. Для театра это был первый опыт приглашения зарубежного режиссера, и первый опыт постановки американской пьесы, так что спектакль стал вехой в российско-американском культурном обмене.
Я также принял участие в событии совершенно иного рода - открытии в Санкт-Петербурге первого приюта для жертв торговли людьми. Этот приют, организованный Российским Красным Крестом, частично финансируется взносами Международной миграционной организации (IOM) и правительством Соединенных Штатов. Более важно, что он является признанием того, что транснациональные преступления, такие как торговля людьми, требуют международного сотрудничества и совместных усилий различных агентств и служб. Выступавшие от Красного Креста отмечали важность той роли, Санкт-Петербурга, которую он играет благодаря социальным и правоохранительным агентствам и службам, а также различным правительственным структурам. В глобализованном мире с глобальными проблемами требуется всеохватывающий подход для их решения. В этой сфере есть очень много того, что США и Россия могли бы делать сообща.
Несомненно, важнейшим событием недели стало открытие новой сцены Мариинского театра оперы и балета, совпавшего по дате с днем рождения одного из ведущих дирижеров мира и движущей силы создания нового оперного зала Валерия Гергиева. Я подозреваю, что внешний вид здания вызывает противоречивые чувства у ряда жителей Санкт-Петербурга своим бросающимся в глаза модернизмом и прямыми линиями, резко контрастирующими с барочным стилем старого театра. Но внутри - и это главное - это один из наиболее совершенных театров мира, с возможностями перемещать декорации вперед и назад, направо и налево, вверх и вниз, что и было продемонстрировано на открытии. Акустика зала превосходна. Фойе имеют чистый и современный дизайн и украшены самым большим в мире настенными панелями из желтого оникса с внутренней подсветкой, напоминающими знаменитую янтарную комнату Екатерининского дворца. Этот театр, и Гергиев сам это позже сформулировал, должен показать миру, что Санкт-Петербург остается одной из ведущих столиц оперы и балета.
Именно поэтому на открытие приехал Президент Путин, который выступил с приветственным словом и принял участие в приеме после окончания спектакля. Посол США Макфол также приехал из Москвы по этому случаю. В программе открытия, состоявшей из двадцати двух постановок в разных декорациях, приняли участие целое созвездие звезд мировой величины. Поразительными были реминисценции «старого» театра: один из использовавшихся занавесов представлял собой репродукцию интерьеров театра, а для выступления Анны Нетребко использовали копию великолепной фрески потолка. Больше всего мне понравились сольное выступление балерины Дианы Вишневой из балета «Кармен» и ария из «Макбета» в исполнении Нетребко, но на протяжении всего вечера было столько неповторимых моментов, что все это превратило его в незабываемое и неповторимое событие.
По случаю празднования открытия нового театра, который был спроектирован канадской архитектурной компанией, построившей новую оперную сцену в Торонто, Посол Канады в Москве устроил прием в только что отремонтированном здании, в котором когда-то размещалось Министерство обороны Российской Империи, и где скоро откроется новый шикарный отель «Четыре сезона». Трудно представить себе более роскошное обрамление или лучше отреставрированное здание, имеющее форму рояля, спроектированное Монферраном как завершение архитектурного ансамбля зданий, окружающих Исаакиевский собор.
Spring's Awakening
May 5, 2013
Spring has arrived for good in St. Petersburg in an explosion of sunshine and longer days, trees budding, crocuses lifting their white and yellow and purple petals above the greening lawns - and, not least, scads of tourists. Today was gorgeous and warm, and the box offices for the museums and sights were clogged with people waiting in lines, just as the tourist buses are lining up in the squares. Most of the tourists still appear mainly to be Russian, but we also heard some foreign tongues. We must have walked for four hours through the city, at times even coatless.
May 1 was International Workers’ Day, and this past week was bountiful in showcasing the fruits of long toil and labor. I attended the premier of the Vasilevskiy Theater’s delightful Russian-language version the prolific American playwright Israel Horowitz’s play, My Dear Mathilde (or My Old Lady in the American version). The guest director for the play was also an American, photographer John Pepper, whose participation in a recent exhibition on cities and people the Consulate helped fund. This was the first time the theater had hired a foreign guest director, and the first time it had performed an American play, so it marked a milestone in U.S.-Russian cultural exchanges.
On a different note, I also participated in the opening of St. Petersburg’s first shelter for victims of human trafficking. Operated by the Russian Red Cross, the shelter was funded partly through contributions from the International Organization for Migration (IOM) and the United States government. More importantly, it represents the recognition that transnational crimes such as trafficking require both international cooperation and domestic collaboration among different agencies and services. Red Cross speakers noted the important roles played in St. Petersburg by a variety of social and law enforcement agencies as well as different bodies of the city government. In a globalized world with global problems, you need comprehensive approaches for dealing with them. There is so much the U.S. and Russia can do together in these areas.
The indisputable highlight of the week, however, was without doubt the opening of the Mariinskiy Theater’s new opera, ballet, and concert house, which also coincided with the birthday of one of the world’s premier conductors and the creative force behind the new opera house, Valeriy Gergiev. I suspect the outside remains controversial for some St. Petersburg residents, with its stark modernism and straight lines that contrast so starkly with the Baroque style of the old theater. But inside - where it counts - it is one of the most technologically sophisticated theaters in the world, with possibilities for moving sets back and forth, left and right, and up and down - all of which were put to use on opening night. The acoustics are superb. The décor of the lobby is clean and modern, featuring the world’s largest wall warm, back-lighted yellow onyx panels that recall the famous amber room of Catherine’s Palace. The statement it makes is unmistakable, as Gergiev himself later stated: to ensure that St. Petersburg remains one of the world’s major opera and ballet capitals.
That is also why President Putin came, giving welcoming remarks and attending a special reception following the performance. U.S. Ambassador McFaul also traveled up from Moscow for the occasion. The program featured a cast of international stars in around twenty-two different settings and performances. The references to the “old” theater were striking: one of the backdrops used was a reproduction of the interior of the theater, and for Anna Netrebko’s performance they used a copy of the ceiling fresco that is so beautiful. My favorite performers of the evening were probably the ballerina Diana Vishneva in a solo dance from Carmen and Netrebko’s aria from Macbeth, but there were any number of other inimitable moments, which together made for a unique and unforgettable evening.
To celebrate the opening of the new theater, which was designed by a Canadian architectural company that built the new opera house in Toronto, the Canadian Ambassador from Moscow hosted a reception in the newly renovated building that once housed the Imperial War Ministry, but will soon open as the city’s most exclusive luxury hotel, The Four Seasons. It’s hard to imagine a more splendid setting or more perfectly restored building, which we were told is shaped like a piano and was designed by Monferrand to be the crowning piece of the architectural ensemble constructed around St. Isaac’s Cathedral.