"to keep those of whom they have spiritual charge in subjection to them and their systems". То есть весь аскетический христианский дискурс - это о том, как удержать собственную власть над людьми и подчинить их системе? Ибо какого христианского писателя с аскетическим опытом жизни мы не возьмем, везде увидим "a constant discourse on sin". И отнюдь не всегда, когда preceded by the call to glory. Мне кажется, простая логика подсказывает (такая логика - если об этом говорят аскеты, следовательно это практика аскетической жизни), что надо искать не чужого злого умысла и намерения, а описание духовного инструментария, инструкцию для достижения определенных духовных состояний. И мы, современные христиане, отвечаем на эти призывы и говорим о собственном грехе ( именно , что о собственном, а когда подозреваем кого-то в злонамеренности - о чужом) непременно с такой позиции. В том числе и потому, что каждый имеет свой аскетический микроопыт, подтверждающий слова отцов.
>То есть весь аскетический христианский дискурс - это о том, как удержать собственную власть над людьми и подчинить их системе?
У о. Майкла тезис ставится о соблазне власть предержащих, отнюдь не о том, что вся аскетика этому соблазну подчинена (а иначе что это за аскетика?).
С инструкцией как раз проблема - если бы была подходящая для наших времён (и непременно ещё отдельная для каждой страны-культуры), мы бы сейчас видели массу примеров святости, уж по меньшей мере праведности, в церковной ограде.
"тезис ставится о соблазне власть предержащих" - буквально, да. Но в контексте (I wonder whether as much damage is done by constant discourse on sin as by sin itself) - это относится ко всей покаянной практике, потому что до "славы" далеко, а грех близко каждому. Следовательно, всегда ( достаточно почитать аскетические творения, чтобы убедиться в этом) с чисто практической стороны "перекос" в сторону греха есть и будет. Тем более, что настоящая ( не мечтательная, реальная) слава есть следствие победы над грехом, которая есть результат совместных усилий Божественной благодати и человека. А если человек, особенно на первоначальном этапе, испытывает постоянное поражение от греха - это в любом случае будет основным содержанием его дискурса, а совсем не медитации о славе, которая не известно еще будет или нет, ибо много званных, но мало избранных
( ... )
1. Это всё так; вопрос как раз в том, почему столь многие застревают на первоначальной стадии. Всё-таки живое христианство обучает примером, а его сильно не хватает.
2. Я тоже знаю такие примеры - единичные. В этом журнале ранее писалось, что нынешняя русская модель даёт горстку людей очень высокого уровня при сильно оставляющем желать среднем. Мы практически выезжаем на больших числах - при которых случаются единицы, способные перепрыгнуть через несколько уровней.
I wonder if what you are commenting on is, somehow, a cultural reaction by Eastern churches against the trend in the Western churches (RC & protestant alike) away from "sin and repentance" toward "feel-good" Christianity. Perhaps a healthier, more holistic Christianity would balance repentance and the will to conversion with the joy and freedom of experiencing the grace that makes meaningful conversion actually possible.
First of all, a very happy New Year. I long for a bit more news from you (privately), but it is a hermit's privilege to be sparing with news, and I respect this.
Your comment is astute. I would suggest that it is partly a cultural reaction and partly simply being two generations behind the times - the 'morality' being preached in Moscow sometimes smells like a mixture between Cardinal Spellman and J. Edgar Hoover.
Perhaps what we are fumbling our way towards is a "feel-true" Christianity.
Согласен с Вашим выводом. Да, нынешняя обязательная исповедь перед каждой евхаристией - это способ показать власть клира над народом. Мол, захочу - допущу, я сегодня добренький; не захочу - будешь земные поклоны бить, пока я не подобрею. Парадокс в том, что эта власть находится исключительно в головах самого народа. Им раз внушили, что исповедь обязательна; они так всю жизнь и будут туда ходить. Я уж лет 10 как причащаюсь без исповеди: на большом приходе это не проблема, и ни разу меня "не поймали".
Comments 25
То есть весь аскетический христианский дискурс - это о том, как удержать собственную власть над людьми и подчинить их системе? Ибо какого христианского писателя с аскетическим опытом жизни мы не возьмем, везде увидим "a constant discourse on sin". И отнюдь не всегда, когда preceded by the call to glory. Мне кажется, простая логика подсказывает (такая логика - если об этом говорят аскеты, следовательно это практика аскетической жизни), что надо искать не чужого злого умысла и намерения, а описание духовного инструментария, инструкцию для достижения определенных духовных состояний. И мы, современные христиане, отвечаем на эти призывы и говорим о собственном грехе ( именно , что о собственном, а когда подозреваем кого-то в злонамеренности - о чужом) непременно с такой позиции. В том числе и потому, что каждый имеет свой аскетический микроопыт, подтверждающий слова отцов.
Reply
У о. Майкла тезис ставится о соблазне власть предержащих, отнюдь не о том, что вся аскетика этому соблазну подчинена (а иначе что это за аскетика?).
С инструкцией как раз проблема - если бы была подходящая для наших времён (и непременно ещё отдельная для каждой страны-культуры), мы бы сейчас видели массу примеров святости, уж по меньшей мере праведности, в церковной ограде.
Reply
Reply
2. Я тоже знаю такие примеры - единичные. В этом журнале ранее писалось, что нынешняя русская модель даёт горстку людей очень высокого уровня при сильно оставляющем желать среднем. Мы практически выезжаем на больших числах - при которых случаются единицы, способные перепрыгнуть через несколько уровней.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Your comment is astute. I would suggest that it is partly a cultural reaction and partly simply being two generations behind the times - the 'morality' being preached in Moscow sometimes smells like a mixture between Cardinal Spellman and J. Edgar Hoover.
Perhaps what we are fumbling our way towards is a "feel-true" Christianity.
Reply
Парадокс в том, что эта власть находится исключительно в головах самого народа. Им раз внушили, что исповедь обязательна; они так всю жизнь и будут туда ходить. Я уж лет 10 как причащаюсь без исповеди: на большом приходе это не проблема, и ни разу меня "не поймали".
Reply
Leave a comment