Увидел
характеристику Миши Вербицкого, данную ему Галковским. Она ничего не говорит о Вербицком - поскольку вся является неверной - зато говорит кое-что о ее авторе. А именно приоткрыаает вид на тот факт, что Дмитрий Евгеньевич не так уж умен. Дело не в том, что
характеристика эта нелицеприятная или несправедливая, а в том, что она ошибочная, то есть глупая. Хотя, понятно, что это связанные вещи - несправедливость этого мнения вытекает из его ошибочности. Но я имею ввиду, дело не в том, что ДЕГ говорит там о Тифарете "плохо" (ведь ошибочным может быть и положительная оценка), я не потому обратил на это внимание, что мне за Мишу обидно стало, а в том, что он говорит о нем глупо.
Глупость этого высказывания заключается в том, что Галковский не видит, не понимает, как минимум двух важных вещей. На одну ему там кстати указывает один из первых комментаторов. Вещь эта заключается в том, что Вербицкий как минимум не менее умен и талантлив, чем Галковский. ДЕГ этого либо не понимает, либо отказывается понять/признать. Исходя из того, что он там написал, он не видит в Мише ничего кроме заядлого матершинника. Так 10 лет назад, когда моей сокурснице попала в руки моя книга Чарльза Буковски, она, пролистав несколько страниц, с отвращением вернула ее мне и спросила, зачем я это читаю. Предположила, что с целью выделиться, эпатажу для. Вариант, что читать это можно за тем, что это вообще то великая литература, просто не мог придти в голову человеку, который понимал "пошлое" как "неприличное".
Второе проявление глупости ДЕГа в этом высказывании и последующем обмене комментариями имеет место в том, как он интерпритирует мотивы сетевой активности Вербицкого. А именно:
"Трагедия большого художника. Ясное дело, Вербицкий - гений. Только непризнанный. Боятся люди правды, вот и зажимают. Кругом завистники, враги. С врагами и завистниками приходится бороться, разоблачать. Так слово за слово проходит жизнь. А если бы не враги и не завистники наш курилка бы ого-го как развернулся... Но мудаки, ебанатики и прочая жидовня не дают".
Это кричаще неверно и вот по какой причине. Дело в том, что если и есть вещи, Мише Вербицкому не свойственные категорически и абсолютно, так это эгоцентризм, често- и самолюбие, амбиции, в общем - ressentiment. Или во всяком случае, в его сетевой деятельности нельзя обнаружить и следа чего-то такого. Из этого вовсе не следует, что он ангел. Допустим, у него множество недостатков и пороков (на самом деле я от него в восторге и считаю практически святым - но допустим!), но вот этого вот уязвленное "эго" у него отсутствует настолько начисто, что это даже удивительно, и является одной из его отличительных черт. Ну вот как Лимонову, при всем том плохом, что можно сказать о нем, просто не интересны деньги, так и Миша свободен от мотиваций израненного "я".
Но это не только неверно. Из уст Глаковского это еще и довольно саморазоблачительно. Возникает вопрос, а почему друг утят приписывает другому парню именно такие мотивы. И не стоит большого труда заметить отчетливое сходство вот этого возводимого на Мишу "непризнанный гений" с той самопрезентацией, которой сам Галковский занимался годы и годы в Сети. А именно с тем шаржированным эдаким юродивым образом вечного Мармеладова, русского литератора, которого "обидели, отняли копеечку", коего он лепил из себя в ЖЖ. При всей иронии и самоиронии, при всем даже литературном таланте и юморе, с которыми ДЕГ преподносил это утрированное самоуничижение, при всем лукавстве, в которое он старался завернуть эти жалобы, не возникало никаких сомнений, что за эти скрывается реальная уязвленность, реальные страдания и "костры амбиций", реальные комплексы в конце концов. И чем упорнее автор отрицал эту реальную подоплеку, в том числе, похоже, и перед самим собой, разбрасывая тут и там намеки, что это он так только юродствует, ерничает и "вообще не всерьез", тем язвительнее становились понимающие ухмылки на лицах недобропыхателей.
Недавно утиный гуру, как известно,получил финансирование и сменил репертуар на прямо противоположный. Ударился гадкий утенок о земь и из лузера оборотился в торжествующего винера. И вот уже несколько постов к ряду оглашает просторы победным ревом Тарзана, уперевшего ступню в грудь поверженного ворога. "А теперь вы у меня землю жрать будете! Ужо отыграюсь за все!" К слову, кто-нибудь вообще замечает здесь сходство до рези в глазах с "дорвавшимися" Шариковыми, советским хамом, которого ДЕГ избивал годами? "Таперича наше время пришло". И опять таки, то что эта пляска победителя настолько затянулась и протекает в таких формах, весьма прозрачно указывает на то, насколько глубок, кровоточащ и реален был тот ressentiment. Так что "Галковский о Вербицком" это когда хотел о другом, а получилось о себе. Настолько явный пример "переноса", что как то даже неловко. Тем более от человека умного. Ну, относительно умного.