Sep 13, 2014 11:22
Профессия учителя - очень грустная профессия.
Потому что очень уж много видишь всякого...
Прежде всего, видишь детей, родителям которых на них плевать. Или было плевать раньше, но теперь уже так трудно менять и исправлять все, чего не исправили в ранеем возрасте...
Почему вы РАНЬШЕ не отдали ребенка в хорошую школу, почему вы РАНЬШЕ не приучили его читать, интересоваться миром вокруг? Чего вы ТЕПЕРЬ хотите от школы, будь она тыщу раз крута и нереальна?
Видишь детей, у которых есть проблемы, но родители этих проблем не видят. Их ребенок самый лучший, самый умный, самый-самый! И это правильно... с одной стороны. Но с другой - их ребенок не такой, как все, и с этим надо что-то делать. Родители хотят, чтобы ребенку дали возможности вести себя "не как все". И подстроить учителей под ребенка... Но жизнь под ребенка не подстроится никогда.
И еще думаешь, что учитель - это тот же врач. Только врач ведь больше нужен не тогда, когда все хорошо, а тогда, когда все плохо. И учитель должен каждому помочь, каждому выписать свое "лекарство" - к каждому найти подход. Но ведь врач, раз уж мы говорим о врачах, не лечит всех своих пациентов одновременно и одинаково. И не делает всех людей одинаковыми - потому что ведь не могут быть все одинаково здоровы, не могут все выдерживать одинаковую физическую нагрузку или одинаково питаться... Задача врача - подобрать каждому такое лечение, чтобы оно решало именно его проблемы, и чтобы человек стал здоров именно в пределах своих возможностей (потому что возможности организма тоже у всех разные).
А задача учителя? Задача учителя, та, которую я бы хотела ставить перед собой, - не решаема, ох, не решаема в условиях массовой школы. В условиях репетиторства - да, но не там, где в классе 25 человек и даже не там, где в классе 5 человек, потому что в любой школе, какая бы она ни была, дети усваивают одну и ту же программу. А как можно требовать с человека выполнения этой программы, если он, по тем или иным причинам, не хочет или не может ее усвоить?
Ведь врач никогда не назначит физические упражнения тому, кто не в состоянии их выполнить по здоровью, - до тех пор пока человек не справится со своими проблемами. Ведь никто не заставит человека бежать марафон, если у него слабые легкие или сердце или больные ноги. А мы в школе должны вбивать в головы детям программу, независимо от того, могут они ее усвоить или нет...
Школа, массовая школа, рассчитана на нормальных, одинаково хорошо развитых детей, которым не нужно "лечение". Которые могут просто воспринимать и просто выполнять задания... Остальным - нужен репетитор, наставник, индивидуальный (и часто - коррекционный!) педагог, который должен работать не по школьной программе, а по своей собственной, индивидуально разработанной под каждого ученика. И когда у меня в классе сидят такие разные дети, я разрываюсь, потому что не знаю, что делать. Я не могу не давать им программу, потому что я обязана ее давать - но не могу спрашивать с них эту программу, потому что знаю, что спрашивать бесполезно. Нельзя судить объективно детей, к которым нужен субъективный подход...
Наверное, мне все-таки надо быть репетитором, и только репетитором. Потому что репетитор - может позволить себе быть врачом, может позволить себе диагностировать, искать подход, а не давать программу... Программу можно нагнать потом. Когда будет нагнано остальное...
Педагогическое