Помните, как там было у Оруэлла? (Тут недавно видела пост, где сравнивали Оруэлла и Хаксли, - так вот, скажу я вам, побеждает все-таки Оруэлл, и ниже я постараюсь объяснить, почему. Но для начала о другом).
Написать этот пост меня побуждают постоянно возникающие в последнее время споры об образовании и нашем доблестном Министерстве, которое непонятно что творит и неясно чего хочет добиться. Честно говоря, Министерство меня мало волнует, потому что они мой пост все равно не прочтут, да и не хочется мне их обсуждать - тем более что у МГГУ, где я работаю, с нашим министром свои счеты. Можно было бы обсудить здесь Павла Пожигайло, который в последнее время действительно нипадеццки жжот, но его мы тоже трогать не будем.
А обсудить я хочу два следующих поста, появившихся в моей ленте:
http://mi3ch.livejournal.com/2292563.html - о Достоевском и роли литературы в школе и
http://asaratov.livejournal.com/3656300.html - о том, как преподавать математику младшеклассникам.
Начну с математики. Вкратце история вот о чем: существует методичка для начальной школы, где сказано, что множители менять местами нельзя, потому что от этого меняется смысл самого действия. Например, если у нас есть 5 чашек чая и в каждую чашку мы кладем по 2 куска сахара, то чтобы узнать, сколько всего будет сахара в чашках, надо умножить 2 на 5, а не наоборот. В методичке объясняется, что если умножить 5 на 2, то получатся чашки, а не сахар. Автор методички - профессор математики, так скажем, многого добившийся в жизни человек и так далее. Соответственно, находится учитель, который работает по этой методичке и снижает за неверное решение отметку (о справедливости отметки я промолчу, потому что речь не об этом). И, конечно, вот находится человек, который считает своим долгом запостить это все в ЖЖ и постулировать, что от перемены мест множителей произведение не меняется, а профессор математики - "старая дева, выжившая из ума". Дальше идут "камменты". Много-много, очень много комментариев о том, что образованию нашему кранты, что профессора нынче все чокнутые, что страшно детей в школу отдавать, и вообще скоро придет Ктулху и всех нас "зохавает".
Теперь о Достоевском. Наверное, многие знают такого блоггера как Митрич? Так вот, сегодня Митрич запостил у себя соображение о том, что Достоевского надо убрать из школьной программы, ибо он убивает желание читать, а роль литературы - привить любовь к чтению. Дальше опять идут комменты, очень много комментов о том, что Достоевского и Толстого надо скинуть с корабля современности, потому что это все нечитаемо, неудобоваримо и ваще.
А теперь, собственно, об Оруэлле. Мне кажется, большинство из нас, читая Оруэлла и сопоставляя его с нашей современностью, примеряют на себя роль главного героя. Конечно, приятно думать, что ты "мыслишь против системы" (что на самом деле недалеко от "лежать в направлении мечты"). Приятно считать себя выше всего это быдла (пролов, если по-оруэлловски), умнее, осведомленнее и так далее. Придется вас огорчить. По Оруэллу, мы все - именно пролы и есть. И наше незнание - их сила. Незнание - сила, понимаете?
И тут я рискую снова упереться в те же новые ворота, потому что все дружно поймут "незнание" как "незнание того, что происходит в стране"/"железный занавес"/"всемирный заговор" и так далее. Но это ошибочное понимание. Пролы у Оруэлла были ограниченны не потому, что не знали, что происходит в стране и в мире (Уинстон сам этого толком не знал). Они были ограниченны потому, что не знали культуры, не читали книг, не видели искусства - именно в этом, а не в каком-то тайном политическом незнании была их беда. Помните тот эпизод, когда женщина, развешивающая белье, напевает песенку, написанную компьютером? Это и есть то незнание, которое - сила. Не наша с вами сила, увы.
Почему я об этом пишу? Потому что рассуждения о Достоевском, которого надо выкинуть из программы, о роли литературы, которая сводится к "привить любовь", о профессоре математики, которая "выжила из ума", - происходят от незнания. Неужели люди думают, что они умнее профессора математики? Что они умнее педагогов, которые выучили наверняка не одно поколение детей? Тогда почему они отдают детей в школу, а не учат их всему сами?
Неужели люди думают, что оттого, что из школьной программы уберут Достоевского (которого я прочитала, кстати, взахлеб), наши дети начнут читать?
Я, конечно, не профессор и не математик, но я филолог и педагог, и поэтому считаю себя немного ближе к этим проблемам, чем люди, которые считают себя вправе их поднимать. И мне, как преподавателю-словеснику, очевидно, что сведение роли литературы в школе к "любви к чтению" есть убийство литературы (не как искусства, разумеется, а как школьного предмета). Мне так же очевидно, что любовь к чтению должны прививать родители своим примером, а не школа, тем более в старших классах. И еще очевидно, что вынесение содержания произведения на первый план чревато, во-первых, искаженным представлением о предмете литературы, а во-вторых, еще большим снижением интереса к чтению (я уже не говорю об идеологических моментах, которых все так боятся еще со времен Советского Союза).
Что касается математики, мне очевидна и разница между 2х5 и 5х2. Мне очевидно, что арифметика и алгебра - разные веши, и их не нужно смешивать. Мне очевидно, что ребенок в начальной школе не может и не должен мыслить абстрактно. И очевидно, что математика должна учить мыслить и логически, и абстрактно - но не одновременно. И, конечно, советую всем "учить матчасть", как то: учебник по возрастной психологии для педагогических вузов.
Неужели люди не понимают, что своими некомпетентными разговорами об образовании они убивают образование не хуже, чем это делает Министерство образования?..