Залив Принс-Уильям - одно из самых замечательных мест тихоокеанского побережья Аляски. По площади он соизмерим с некоторыми американскими штатами, его укрытые от океана воды богаты живностью, а с его сильно изрезанных берегов в море спускаются ледники. Около 11 утра наше судно прошло через довольно узкие «ворота» Hinchinbrook Strait и оказалось в акватории залива Принца Уильяма.
1.
2.
3.
Первыми исследователями района, где прежде жили эйаки, дене и другие коренные народности, были британский капитан Джеймс Кук в 1778 году и испанский мореплаватель Дон Сальвадор Фидальго в 1790 году. Оба они безуспешно искали Северо-Западный проход. Первое серьезное исследование залива было проведено в конце XIX века, а в начале XX века, когда сюда пришла железная дорога с севера, экономика региона получила сильный толчок. В 1970-х годах Валдиз, как самый северный незамерзающий порт Северной Америки, был выбран в качестве морского терминала Трансаляскинского нефтепровода, перекачивающего нефть с максимальной скоростью 2136 баррелей в сутки с арктического месторождения Прадхо-Бей на самом севере Аляски на юг штата, к незамерзающим водным путям.
Трансаляскинский нефтепровод длиной 1288 км является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. Он был спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов - был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и, при помощи специальной гравийной подушки, на 1,5 метра вертикально. Кроме того, прокладка трассы нефтепровода осуществлялась зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. В 2002 году на Аляске произошло землетрясение магнитудой 7.9, но нефтепровод остался цел.
Трубопровод был открыт в 1977 году, и с тех пор водными путями залива Принс-Уильям, наряду с паромами компании Marine Highway, рыболовецкими судами, а позднее и круизными лайнерами, стали пользоваться танкеры. Соседство получилось не самым добрым - 24 марта 1989 года в заливе произошла одна из крупнейших в истории экологических катастроф. Танкер «Exxon Valdez», отправившийся из порта Валдиз и пересекавший залив с севера на юг, отклонился от основного курса из-за наличия в акватории залива мелких айсбергов и налетел на риф Блайт. В море попало более 260 тысяч баррелей нефти, образовалось масляное пятно площадью 23 тысячи квадратных километров, было загрязнено более 2000 километров береговой линии, был нанесен колоссальный ущерб уникальному растительному и животному миру залива. До аварии на буровой установке BP в Мексиканском заливе в 2010 году эта катастрофа считалась крупнейшей экологической катастрофой подобного рода, произошедшей в море. К счастью, природа смогла залечить нанесенные ей раны довольно быстро, и сейчас, спустя почти 30 лет после катастрофы, уникальные экосистемы залива Принс-Уильям практически полностью восстановились. После аварии был введен ряд существенных мер по обеспечению безопасности судоходства в заливе - обязательные лоцманские проводки всех судов, сопровождение танкеров буксирами или специальными спасательными судами на всем протяжении судового хода по заливу Принс-Уильям: от порта Валдиз до пролива Хичинбрук.
4. Наш лайнер не стал исключением - пройдя залив Хичинбрук и оказавшись в акватории залива, «Island Princess» приняла на борт местных лоцманов (кстати, обратите внимание - лоцманское судно называется «Baranof II», в честь первого правителя «Русской Америки» Александра Алексеевича Баранова).
5. В бухты залива Принс-Уильям спускается много ледников, и акватории покрыты плавающими льдинами даже летом. Нам предстоит пересечь залив с юга на северо-запад, где расположен Колледж-Фьорд и неподалеку от него - порт Уиттер, конечная точка нашего круиза. Залив Принс-Уильям действительно необычайно красив! Особенно в столь долгожданную хорошую погоду!
6.
7.
8.
9.
10.
11. В акватории Колледж-Фьорда сосредоточено большое количество эффектных сползающих в море ледников. В 1899 году нью-йоркский железнодорожный магнат Эдвард Гарриман предпринял научную экспедицию к берегам Аляски и к Колледж-Фьорду, где он дал ледникам имена по названиям колледжей, которые окончили ученые, находившиеся на борту его исследовательского судна - ледники с левой стороны от входа получили названия по женским колледжам, а справа - по мужским. Вскоре после поворота во фьорд с носовой площадки открылась удивительная панорама шести ледников, спускающихся с гор к морю.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Ледники слева по борту называются Wellesley, Vassar, Bryn Mawr, Smith, Baltimore и Radcliffe, а с торца залива к его водам спускаются два огромных ледника - Harvard Glacier и Yale Glacier.
20.
21.
22.
23. Ледники, названные в честь Гарварда (слева) и Йельского университета (справа) во всей красе!
24. Это Йельский…
25. А это Гарвард…
26. Смешение голубоватой пресной ледниковой воды с более темной соленой океанической.
27.
28.
29. Теплоход делает оборот и начинает обратный путь по освещенному вечерним солнцем Колледж-Фьорду:
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38. Около одиннадцати вечера «Island Princess» завернула в небольшой залив, именуемый Пассидж-Канал, в глубине которого расположился крохотный городок Уиттер, основанный в 1943 году, когда армия США построила в этой незамерзающей бухте военную базу. Спустя несколько лет в Уиттер через 5-километровый тоннель пришли шоссе и железная дорога со стороны соседнего Анкориджа, а в 1960 году армия покинула Уиттер. Сейчас этот городок живёт в основном туризмом, служит отправной точкой различных путешествий в удивительный мир Колледж-Фьорда и других красивых местечек залива Принс-Уильям, а также служит стартовой (или конечной) точкой многочисленных круизов - таких, как наш.
39. Швартуемся к круизному терминалу.
Недельный морской круиз на этом заканчивается, а завтра начнётся интересное железнодорожное путешествие вглубь Аляски.
К оглавлению>>>