60-километровый приустьевой участок от Каховской ГЭС до Херсона Днепр течёт в своих естественных берегах - по большому счёту, это единственный небольшой участок Днепра на всём нашем маршруте вниз от Киева, где река сохранилась в своём первозданном виде. На всём остальном протяжении (от границы с Белоруссией и до Каховской ГЭС на юге Украины) Днепр зарегулирован и на протяжении более 900 километров представляет собой цепочку из шести водохранилищ, где подпор от каждого последующего гидроузла распространяется до плотины предыдущего.
1. Гидроузел Каховской ГЭС мы пройдём на рассвете - приходится вставать пораньше... Предрассветные сумерки, теплоход заканчивает свой путь по Каховскому морю, крупнейшему по объёму воды на Днепре, о котором более подробно я писал
в прошлой части.
2. Впереди показался гидроузел. Каховская ГЭС - последняя из шести ступеней Днепровского каскада и вторая (после ДнепроГЭСа) по старшинству. Её построили в 1950-1956 годах.
3. Каховское водохранилище остаётся позади. Над широкой водной гладью всходит красное южное солнце...
4.
5.
6. Каховский шлюз - один из самых красивых на Днепре. Вход в камеру с верхнего бьефа представляет собой величественную арку в стиле сталинского ампира. В похожем стиле оформлены некоторые шлюзы на Волго-Донском водном пути и шлюз Угличской ГЭС на Волге.
7.
8. Шлюзование на рассвете. Начало шестого утра...
9. Справа видны водосливная плотина и здание гидроэлектростанции.
10. Каховская ГЭС остаётся позади... Опустившись на 16 метров в последнем на нашем пути гидроузле, теплоход входит в коренное русло Днепра - впереди до Херсона река течёт в естественных берегах, а дальше начинается дельта.
11. Заключительный отрезок Днепра от Каховской ГЭС до Херсона очень интересен - Днепр здесь в естественных берегах, неширок. А в обе стороны от главного русла простираются поросшие камышом и осокой днепровские плавни. После постройки водохранилищ их можно увидеть на Днепре только здесь, в районе Херсона... А где берег повыше - тянутся вдоль Днепра деревеньки, сады, бахчи, виноградники... Хорошо на юге! Наслаждаюсь прекрасным утром на Днепре, наслаждаюсь каждым мгновением...
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Ниже по течению берега Днепра соединяет Антоновский железнодорожный мост. Его строительство было начато перед войной, но было прервано. Достроили его сразу после войны, в 1949-1954 годах. По Антоновскому мосту проходит железнодорожная ветка, связывающая Херсон с Крымом.
20.
21. Лёгкие и ажурные конструкции.
22.
23. Ниже железнодорожного моста открывается панорама Херсона - города, расположенного в начале Днепровской дельты.
24. Проходим под пролетами Антоновского автодорожного моста - это относительно новый мост, открытый в 1985 году.
25. Ниже моста начинается акватория Херсонского порта. Херсон (как и Астрахань на Волге, или Ростов-на-Дону) расположен в устьевом участке реки, у начала дельты. Здесь уже пахнет морем, и это настоящий морской порт. На рейде стоит много судов типа "река-море". А чуть ниже по течению швартуются ещё более крупные, уже чисто морские суда.
26.
27.
28.
29.
30. Чуть ниже по течению, там, где от Днепра в сторону его дельты отделяется рукав Кошевая, находятся главные терминалы Херсонского морского порта.
31.
32.
33.
34.
35.
Наше путешествие по Днепру заканчивается - мы прошли более 900 километров по реке вниз от Киева. В Херсоне запланирована речная прогулка на небольшом судне по рукавам Днепровской дельты. После чего наш четырёхпалубный круизный теплоход продолжит свой маршрут и через главный судоходный рукав устья Днепра выйдет в Днепровский лиман Чёрного моря.
К оглавлению >>>