Оставив за кормой Нижний Новгород, теплоход начинает свой путь по Средней Волге, участку реки между устьями Оки и Камы. Позади остается охраняемая неприступными стенами нижегородского кремля стрелка двух рек - древняя развилка важных путей, ведущих в сердце древнерусского государства. Ока приносит очень много воды, после её устья водность Волги увеличивается в полтора раза, ширина реки достигает двух километров, намного шире становится и долина.
1. Несколькими километрами ниже стрелки Волгу пересекает канатная дорога, соединяющая Нижний Новгород с левобережным городом Бором.
2. Канатка была открыта в 2012 году и уже успела стать довольно значимым видом транспорта - для очень многих жителей Бора канатная дорога через Волгу является наиболее быстрым и удобным способом добраться до Нижнего, где они работают и учатся.
3. Бор - крупный промышленный город Нижегородской области.
4. На Волге в районе Нижнего Новгорода и Бора всегда очень оживлённо.
5. Левый берег Средней Волги на почти всём протяжении пологий и луговой.
6. В 30 километрах от Нижнего Новгорода на крутом правом берегу Волги расположен город Кстово, градообразующим предприятием которого является крупный нефтеперерабатывающий завод «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».
7. В районе Кстово Волга делает крутой поворот, называемый Кстовское колено - в этом месте теплоход поворачивает практически на 90 градусов.
8.
9. С реки бросаются в глаза две круглые бетонные белые башни на берегу Волги - это водозаборные сооружения.
10. Напротив кстовского нефтеперерабатывающего завода расположен рейд наливного флота - продукция предприятия отгружается в том числе и речным транспортом.
11. Если левый берег среднего течения Волги по большей части пологий, то правый - наоборот, обрывистый и крутой: от Нижнего Новгорода вдоль правобережья тянется Приволжская возвышенность. Она приходит к Волге вместе с Окой и тянется вплоть до самого Волгограда, в отдельных местах (Жигули, Хвалынские горы) достигая высоты 300 с лишним метров. На участке Средней Волги, где река течет в широтном направлении с запада на восток, высота живописного правого берега составляет в среднем 150 - 180 метров.
12.
13. В отдельных местах на крутых обрывах хорошо видны геологические напластования пород.
14. Красивые тут места!
15. Расходимся с катамараном «Отдых-1» - крупным трехпалубным судном, совершающим короткие прогулки по Волге из Нижнего Новгорода. Это не круизный теплоход - он предназначен для массовых прогулочно-экскурсионных пригородных перевозок, на нем проводятся крупные банкеты, корпоративы…
Ниже по реке, примерно в 50 километрах от Нижнего находится поселок и одноимённый затон Память Парижской коммуны (в народе просто ППК). Это посёлок речников, где зимуют многие волжские теплоходы, включая и наш. Многие члены экипажа также родом отсюда. Сейчас в навигацию теплоходы с туристами редко заходят в ППК, а раньше, когда линия Москва - Астрахань считалась не туристическо-круизной, а рейсовой пассажирско-транспортной (вплоть до 2006 года), теплоходы заходили в ППК в каждом рейсе. Это были очень трогательные стоянки: из посёлка к родному теплоходу прибегали родные и близкие членов экипажа - радость встречи, слёзы прощания, цветы и улыбки. А на обратном пути из Астрахани экипаж старался прийти в ППК как можно раньше, теплоход использовал все резервы скорости и приходил в родной затон ночью, на несколько часов раньше расписания. С судна на берег грузили астраханские арбузы, рыбу, икру, овощи и фрукты… Туда-сюда сновали матросы со здоровенными тюками и мешками..
16. Сейчас же круизные суда проходят Память Парижской коммуны транзитом.
17.
18. Ниже ППК песчаные берега покрыты сосновыми борами.
19. Вечереет.
20. Хорошо на Волге!
21. До чего красив обрывистый правый берег в мягком вечернем освещении!
22.
23. Солнечный диск заходит за горизонт. Небо окрашено густыми багряными красками заката.
24.
25.
26. Теплоход приближается к древнему Макарьевскому монастырю, одному из чудес Средней Волги.
27. На фоне вечернего красновато-сиреневого неба монастырь смотрится особенно чарующе и напоминает с воды окруженный стенами златоглавый город из сказки о царе Салтане.
28. Макарьев монастырь со всех сторон окружён защитными земляными валами и бетонными дамбами, возведёнными в 1980-х годах при подготовке к заполнению Чебоксарского водохранилища до проектной 68 отметки. Впрочем, уровень воды сейчас на 5 метров ниже проектного. Инженерные защитные сооружения монастыря под 68 отметку водохранилища хорошо видны ниже на фото.
29.
30. Просто сказочно красив Макарьев монастырь в ранних сумерках!
31. - «Эй, на борту! Привет путешественникам!!!» :))))
32. Поздний вечер на Волге...
Ниже по течению начинает чувствоваться подпор Чебоксарского водохранилища при нынешней его 63-й отметке. Берега отступают, течение замедляется. Впрочем, фарватер относительно неширок - при подъёме ещё на 5 метров Чебоксарское водохранилище разольётся намного шире, а площадь его увеличится почти в два раза.
33. Над Волгой всходит луна… Приятно гулять по палубе летним вечером!
34. Сегодня ночью ещё относительно прохладно - завтра после Казани и устья своего главного притока Камы Волга повернёт на юг, леса сменят лесостепи, а ночи сразу станут по-южному тёплыми, тёмными и звёздными.
35. Пока же ночью ещё относительно светло - небо не покидают далёкие отблески заката. Сегодня последняя светлая ночь на нашем пути. Не хочется уходить с палубы…
36.
37. Три часа ночи… Теплоход миновал Васильсурск и полных ходом идёт по Чебоксарскому водохранилищу. Над кромкой небосвода краснеет полоска заката, постепенно переходящего в восход. А в глубокой синеве ночного неба ярко сияют звёзды… Скоро начнёт светать…
Ночью теплоход минует границу Нижегородской области, затем Марийской республики и вступает на территорию Чувашии. Мы прошли старинные города Васильсурск, Козьмодемьянск, миновали устья крупных рек Суры и Ветлуги, превратившиеся в заливы Чебоксарского водохранилища (в низовья Суры, кстати, в последние годы в рамках специального круиза заходит двухпалубный теплоход «Василий Чапаев»). Рано утром теплоход заходит в Чебоксары, столицу Чувашской республики. Чебоксары - очень красивый город, который меняется на глазах. Первый раз я побывал в нём в далёком уже 1995-м, затем в 1997-м, 2000-м, 2005-м - и год от года Чебоксары всё хорошеют, превратившись из достаточно провинциального города в настоящую столицу республики с красивыми набережными, ухоженными скверами, новыми кварталами, интересными памятниками, отреставрированными церквями и широким простором площадей. Новый речной вокзал в Чебоксарах был также построен недавно. Длительная стоянка здесь будет на обратном пути, а пока рано утром можно полюбоваться фасадом города с теплохода.
38.
39.
40.
41.
42.
На этом заканчивается путь по Чебоксарскому водохранилищу - ниже по течению у города Новочебоксарска находится Чебоксарская ГЭС, образовавшая этот водоём. А далее мы продолжим маршрут уже по Куйбышевскому водохранилищу, пройдём под двумя крупными мостами, минуем города Волжск и Зеленодольск и прибудем в столицу Татарстана Казань, один из самых больших, ярких, красивых, колоритных и динамично развивающихся городов на Волге.
К оглавлению >>>