Оригинал взят у
kuzya2004 в
Великая Отечественная «вона» и другие методы коммуникации Дорогое мироздание не даст соврать. Я молчал, когда по всему городу появилась зеленая…ое сердце с наличниками и ужасным шрифтовым решением. Хоть и отправил на
бизнес-линч Эркену Кагарову, но душой понимал, что тут особую роль (именно в текстовой части) сыграла администрация. Опасения подтвердились, хотя
чья работа я тоже угадал в первые минуты, когда увидел этот праздничный стиль. Поэтому я не стал ничего писать, комментировать. Собственно, кто я такой, чтобы критиковать? За меня все сказали умные, взрослые люди.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=4544874236339 Но четыре дня назад Коммуникационное агентство «Беляев и Ким» представило новую работу для города. Информационные стенды с навигацией.
https://www.facebook.com/dmitry.belyayev/posts/4590898866926 «Очень круто, подумал я, но маленький червячок скептицизма все равно был. Решил съездить посмотреть вживую. Тем более что в комментариях Дмитрий пишет:
«…таких табло по центру города Томска скоро будет расставлено более двух десятков. Этот замечательный проект осуществляют городские власти в рамках федеральной программы улучшения внутрироссийского туристического климата». Это всё была лирика, теперь же подробный разбор того, что я увидел с рядом вопросов. Надеюсь, мне ответят.
Начнем со стенда, который стоит около ворот главного корпуса ТГУ.
1. Сейчас томские университеты стараются активно привлечь иностранных студентов. На конференции, заседания, с высокими визитами прилетает множество иностранных профессоров. Отсюда первый вопрос: «Где двуязычие? Где английские дубляжи названий музеев, улиц, объектов?»
2. Насколько я помню, суть таких стендов в первую очередь навигационная, затем информационная. Второй вопрос: «Какую смысловую суть несут иконки скамеек?». Ну серьезно? Хорошо, представим, что они действительно важны. Тогда логичен следующий вопрос: «Почему не отмечены все скамейки?».
3. Очень странное деление объектов (музеи, памятники, культовые сооружения) по принципу «поставим - не поставим» на карту. Длинное перечисление музеев, находящихся в главном корпусе ТГУ и ни слова, что он сам здесь находится. Это отсылка ко второму пункту (информация - навигация). Где научная библиотека ТГУ? Где третий корпус (памятник архитектуры федерального значения кстати). В общем третий вопрос: «По какому принципу выбирались важные точки (объекты) для нанесения их на карту и почему нет ряда равноценных и ключевых для истории, культуры и образования зданий».
4. Основной догмой навигации в городе является чистота и ясность. У человека не должно быть сомнений, что он выберет не тот путь или придёт не туда. Его не должен отвлекать никакой визуальный мусор. Четвертый вопрос: «Зачем нужен компас? Его смысловая нагрузка? Неужели кто-то серьезно знает, где какая сторона света находится?» Хорошо, допустим давний житель города сможет определить где Юг по названию Южной площади (я примерно так ориентируюсь, когда мне нужно). А как быть с гостями города?
5. На обратной стороне стенда находится текст про историю Главного корпуса ТГУ. По клику на фотографию ее можно прочитать. Про тексты, верстку, кернинг, типографику у меня будет общий блок вопросов ниже. После аналогичной фотографии с Новособорной площади.
6. Теперь по размещению. В фейсбуке по ссылке выше уже был вопрос про географическую привязку карты к местности от лица смотрящего человека. Бог с ним, может быть это действительно сложно было сделать или (что более вероятно) утвердить такое размещение. Но зачем было ставить стенд на основном проходе к воротам главного корпуса от пешеходной зебры? Неужели так сложно сделать анализ трафика пешеходов? К сожалению, фото малоинформативно, но пока я стоял и рассматривал стенд на меня натыкались люди, выходящие из-за него к воротам. Это не сложно проверить - постойте там минут 10.
Перейдем к Новособорной площади. Сразу пояснение. Я не хочу впадать в филологический диспут относительно правильности написания (Новособорная или Ново-соборная), но ведь не сложно же сделать единое написание на обоих стендах. Дефис скачет из названий туда-сюда.
1. По тем же критериям (чистота, ясность, правильность). Я может быть давно не был в Городском саду, но когда там поставили памятник Пушкину? (Полнота) Почему не отмечен ТУСУР? Где Дом ученых?
2. Немного конспирологии (без юмора сложно). Торговый дом Кухтерина (Мэрия города) наверное слишком засекреченный объект, что он не вошел на карту?
3. К вопросу о чистоте и визуальном мусоре. Насколько сложно было раснести название храма и трамвайные пути, чтобы они не пересекались? Это касается не только этого участка карты, а вообще обоих стендов.
4. Теперь вернемся к текстовым блокам на обратной стороне стендов. По клику на картинку можно прочитать весь текст.
На своей прошлой работе в одном из проектов я плотно работал с дизайнером агентства «Беляев и Ким» и у меня осталось отличное впечатление от работы с профессионалом, который понимает типографику. чувствует стиль и прочие внутрицеховые вещи.
От этих текстов я впадаю в ступор.
а) Почему прыгает из абзаца в абзац корректное написание инициалов (а в некоторых случаях не хватает места для сокращения отчеств)?
б) Как вышло так, что сокращение года где-то приклеилось к цифрам?
в) Среднее тире, длинное тире, дефисы расставлялись видимо наугад?
г) Выравнивание по ширине колонки вынудило забыть о правиле переносов тех же самых инициалов.
д) Английский текст (который, как водится, часто больше по количеству знаков) кое-где просто слипается.
Это внутрицеховые вопросы. Они могут быть не интересны обычному наблюдателю. Но они показывают качество работы. Если вам действительно не интересно, читайте следующий абзац.
5. Напоследок. Бог с ней с типографикой, с правилами, которые я читал в справочниках Мильчина, Розенталя и прочих мэтров. Но неужели сложно (это основной вопрос по тексту) было найти в умном и интеллигентном городе Томске грамотного корректора? Как могли появиться такие нелепые опечатки? Ведь это же позор на весь город, простите.
p.s. Я специально не стал вчитываться в английский перевод, я боюсь. Правда. Я бегло прочитал русский текст с точки зрения стиля, полноты информации, чтобы не найти еще что-нибудь ужасное. Но мне кажется эти стенды (напомню - их ожидается ещё) будут и дальше в таком же качестве и с такими же глупыми и нелепыми ошибками.
p.p.s. Я с удовольствием ожидаю критики вроде
«сперва добейся». Если мне дадут исходники этих стендов, я безусловно представлю свою версию и выслушаю критику. И приму её. Я не безупречен, никто не безупречен. Дизайн - это тонкая материя, здесь можно сломать много копий. Но есть ряд столпов, правил, которые не относятся к вкусовому восприятию. Это ошибки в навигации, в типографике, в представлении важной информации.
Вселенский Мировой Совет в ужасе.