Меня долго и безуспешно интересовал ответ на вопрос «
что бывает после стадии цинизма в личной эволюции?» - когда после анализа, синтеза, холистичности, метавосприятия и цинизма наступает, наконец, следующая стадия. Как это должно было быть?
Оказалось, что потом просто выходишь в «бесчеловечность», перестаёшь быть «человеческим существом» в привычном понимании. И, в зависимости от склонностей, становишься каким-то отдельным, особым существом. Не развивается одинаково бесчеловечных. В моём случае всё началось с того, что к чистой и ничего не понимающей логике постепенно добавился слой эмоций.
Очень странное это состояние - когда ты учишься испытывать чувства, и вдруг оказывается, что ты их уже когда-то умел, но было это давно и в детстве. Потом тебя просто перестали этому учить, из-за чего внутреннее пространство, которое должно было заполниться эмоциями, осталось недоразвитым. А сейчас вот ты навёрстываешь и догоняешь, под своим собственным аккуратным надзором и вниманием, из-за чего развитие идёт немного искусственно. Но так ещё лучше - осознаваемые эмоции ярче, просто благодаря вот этой петле осознания. Не всегда контролируемо, но всегда осознаваемо.
А потом ты учишься новым трюкам - отказываться от себя (и воспринимать ситуации безлично), смотреть на мир целиком, различать этические нюансы в ситуациях, и, наконец, иногда любить людей. Также осознанно и ответственно, как раньше учился жить внутри себя - со всем, что не умел и чему должен был научиться (подгоняя себя пинками иногда, если надо).
* * *
Шестой этап - «бесчеловечное существо» - чудесен тем, что ты-настоящий занимаешь там всего половину, вторая половина достраивается за годы взрослой жизни, в процессе саморазвития, самообразования и самовоспитания. Если раньше ты был эмоциональным куском мяса, то теперь превращаешься в расчётливую сволочь. И наоборот.
Расчётливые сволочи учатся испытывать эмоции и открывают для себя жанр мелодрамы, при просмотре которой можно искренне порыдать (новый опыт!). Или, скажем, сопереживать окружающим людям - и тогда расчётливые сволочи становятся первоооткрывателями месторождений чувств и эмоций среди своих друзей, втайне используя их как лёгкий наркотик. Сегодня закинулись романтичной девушкой-менеджером в эвент-агентстве с двумя детьми и собакой. Завтра - другом друга, который оказался не просто глянцевым ретросексуалом в тёмном костюме в тонкую полоску, но и тайным меценатом трёх детских домов, которым он помогает, потому что свою семью построить не удаётся, женщина его год как бросила ради лучшего друга, а кроме этих двухсот тридцати детей у него никого не осталось.
Так в списке навыков оказываются возможности самых разных темпераментов. Видишь разновидности людей, различаешь, как каждый из них реагирует на мир вокруг и учишься их восприятию.
* * *
(Отметим здесь, что я сознательно использую оценочную и сниженную лексику, говоря «расчётливая сволочь» для обозначения высших фаз - не только потому, что мне так веселее, или потому что я действительно так думаю. Мне-то, конечно, весело. Но не в этом дело.
С тем же успехом я могу начать вбрасывать для пояснения перенасыщенные религиозные термины, или давать ссылки на смешные списки, вроде
претендентов на пророков-махди, вспоминать «
Квизатц Хадераха», что пока не очень уместно.
Так что пока пусть будет сниженная лексика - это мой способ снижать градус пафоса, чтобы не мешало рассуждать. Да и люди в противном случае читают совсем не то, что я пишу. Хотя они и так читают вечно что-то своё. Люди же.)
* * *
В этом состоянии, конечно, видны десятки и сотни подробностей, которые я раньше не замечал. Но никакой особой гордости за достигнутое сатори не испытываешь - это отстранённое восприятие распространяется и на меня самого, так что в дополнение к прочему я слишком хорошо вижу и свои прорехи и несовершенство, что не мешает мне испытывать искреннюю любовь к этому несовершенному человеку в себе.
И вот сейчас становится так прозрачно и понятно всё, что парни в буддизме говорили там про тщетность всего сущего. Одновременно с «люби, цени и уважай своих ближних, пусть им будет от этого хорошо». И про важность искренности и честности для плавности хода в жизни. Про уверенность людей вокруг, которым дают вдруг возможность жить без паранойи. И это то самое сатори, которое не даёт всех ответов о жизни, вселенной и всём таком, но неплохо помогает их отыскивать.
Это неизбежно приводит к тому, что одни люди воспринимают мои реплики как заносчивость и проявление чувства собственной важности, а другие в порыве нежности называют
самодовольной скотиной, но это всё не отменяет того печального факта, что рассчитанные траектории движения объектов от этого никуда не сдвигаются. Люди всегда остаются людьми, даже в проявлении своей случайности и хвалёной свободы воли.
* * *
И да, конечно, про это всё странно писать наружу, но, с другой стороны, «
если я не буду рассказывать об этом, то многие вещи перестанут происходить», да и «
журнал - хорошее испытание твоих ценностей на прочность».
А передо мной тем временем вот лежит несколько непростых историй, которые нужно разрулить лучшим из возможных путей.
765 слов; Б1624