Стрелка уровня топлива вероломно вторглась в крайнюю четверть шкалы, но мы верили, что оставшихся пятнадцати с небольшим литров и канистры в багажнике нам, скорее всего, хватит на весь запланированный маршрут. Заправляться на АЗС с громким именем "100%!" мы считали ниже своего достоинства, тем более, что нас всего-то ждали небольшой участок просёлочной дороги до Старой Рязани, мост через Оку и асфальтовый тракт до места ночёвки, на котором-то уж мы точно должны были встретить "брендовую АЗС". Ну или поступиться принципами.
Всё самое интересное началось тогда, когда выяснилось что моста нет...
Воспетая в народном эпосе трасса М5 вилась своей незатейливой двухполосностью, а по сторонам чередовались заснеженные февральские поля и их голые майские собратья. Ещё никогда я не видел такого каприза природы, когда катаешься по квадрату сто на сто километров и каждые 15-20 км ощущение зимы меняется на весну и обратно. А за ним и настроение - с весенне-приподнятого на угрюмо-февральское.
1
▼ 2
▼ Этот рассказ должен был называться "Старая Рязань", а тизером должна была быть фотография Барсика на фоне соответствующего указателя, но всё вышло иначе. Странное ощущение: едешь себе и вдруг встречаешь земляной вал, которому, кажется, чуть ли не тысяча лет. Проносясь насквозь, чувствуешь себя пилотом машины времени, но что-то в душе не так. И остов храма, и мальтийский крест с Кириллом и Мефодием, и высокий брег Оки - все они пытаются отправить нас во времена Батыя, но естество сопротивляется. До победного.
3
▼ 4
▼ 5
▼ Неожиданно мы осознали, что место ночевки где-то рядом. Дело в том, что мост через Оку - понтонный, и волею судеб попали мы в тот самый краткий период, когда его убирают ради спасения от ледохода. Возвращение в Рязань на закате дня в наши планы не входило, и мы, распугав местных бабушек и сторожа развалин коровника, сквозь пашню и буераки нашли себе уединённый уголок на берегу излучины реки.
6
▼ 7
▼ 8
▼ То была первая ночь в машине вчетвером: трое нас и Лана. Её тоже считаем, так как место в Барсике на вес золота. Все переживания прочь - самосознание керна превзошло наши страхи и нам не пришлось убирать... Ну вы поняли.
9
▼ Утро нового дня принесло нам информацию.
10
▼ Теперь-то мы знали, что полагаться можно только на капитальные сооружения. Рязани избежать не удалось, а вместе с тем и разворота маршрута против часовой стрелки. Оказалось, что в тот день наш трек был предначертан так: Рязань - Солотча - Бельское - Киструс(-ы) - Рязань. Это если грубо.
Солотча. История - да, монастырь - да, но уже одно название решает за нас, что туда надо бы заглянуть. Городок оставил у меня ассоциацию с рязанской Юрмалой. Много аналогий, но что бы понять, надо увидеть сначала одно место, а потом второе. Поэтому покажу вам Солотчинский [Рождества Богородицы женский] монастырь.
11
▼ 12
▼ Старая колокольня одиноко стоит в чистом, по меркам российской глубинки и весенней распутицы, поле. Приближаясь к ней, лучше начинать поглядывать наверх - фрагменты кровли и остатки купола весьма недвусмысленно свисают на двадцатиметровой высоте, сильный порыв ветра с легкостью отправит их вниз.
13
▼ 14
▼ И тут я почувствовал себя немного Паниковским. Гусь притаился среди обломком строения и терпеливо ждал своего часа. Когда мы оказались в паре метров, дикий гогот наполнил округу. Я даже испугался, и наша собака - тоже. Оказалось, что этот отщепенец отбился от стада и ожидал в засаде незадачливых туристов. Что-то в этот момент напомнило мне об известном слепом и его забеге с гусем под мышкой. Голод-то - не тётка.
15
▼ Самой колокольне в селе Бельское около ста лет, и хотя внешне она на ладан дышит, внутри нет и намёка на скорую кончину. Странное ощущение, но против фактов не пойдёшь.
16
▼ 17
▼ 18
▼ 19
▼ Февраль продолжал чередоваться с маем, мы же продолжали свой путь. Дорога в рязанской глубинке на тот момент была вполне проезжая даже для пузотёров, но пара участков всё же заставляла нас задумываться об оптимальной траектории. Впрочем, лебёдка вновь осталась неразмотанной, а давление не спускалось ниже полутора атмосфер, да и то - комфорта ради.
20
▼ 21
▼ 22
▼ По дороге мы миновали заповедник зубров и журавлей, который не пожелал нас принять в порядке живой очереди, дом-музей Циолковского (вы тоже думали, что он родился на калужской земле?) и чудесную ледяную глыбу, временный памятник безхозяйственности.
23
▼ Киструс(-ы). Именно так, потому что существуют Старый и Новый Киструсы, расположенные в непосредственной близости. Старое село с загадочным названием, о происхождении которого немало споров, примечательно красивой, но сильно пострадавшей в былые годы церковью Троицы Живоначальной и видом на Оку с высокого берега.
24
▼ - А работает ли церковь, отец?
Вопрос поначалу как будто поставил в тупик церковного сторожа, но мы склонны думать, что он просто оценивал - достойны или нет.
- Работает, отчего же...
- А можно ли попасть внутрь?
- Ну если очень хочется - то я открою.
Нам хотелось.
Из краткого экскурса мы узнали, что в неспешно восстанавливаемый храм со всех окрестных домов и деревень люди приносят уцелевшие иконы, мастера из Мордовии "за очень божеские деньги" восстановили резьбу по дереву.
25
▼ 26
▼ Путь домой снова лежал через Рязань. Странно, но окраинные дороги в городе гораздо лучше центральных. Оно, конечно, удобно транзитным проезжающим, но как-то нелогично. Есть даже платная дорога, пожалуй - самая короткая в стране: мост длиной метров 150. Проезд по нему стоит 20 рублей, а объезд, видимо, сулит долгие муки.
Впрочем, закаты на Оке всё так же хороши, и хотя в этот раз мы уже не останавливались их фотографировать, эстетическое наслаждение было получено сполна и загладило расстройство от перекрытых понтонных мостов.
Оперативно и интересно:
Twitter,
Facebook. Фото, которых нет в ЖЖ:
Instagram.
Портфолио, или мои любимые фотографии:
500px.
Присоединяйтесь и следите за обновлениями.