Поход в музей - сомнительное развлечение для меня, и я никогда не планирую таких мероприятий в путешествиях. Однако в этот раз всё было иначе. Уже на стадии предварительного продумывания маршрута меня чем-то зацепило это место и я внёс его в нашу программу и без того насыщенных выходных.
Как показала практика - не зря. Теперь музей корабля "Васа" - один из двух самых любимых мною музеев. Кто угадает второй? ;)
В далёком 1627 году в Стокгольме был спущен на воду новый королевский корабль. Королевский - потому, что флагман флота и самый большой корабль на то время в истории шведского флота.
10 августа 1628. Тёплый летний день. Корабль под приветственные залпы орудий и радостные крики жителей отходит от причала... и практически сразу сильно кренится, теряет плавучесть и идёт ко дну. Таким образом, суммарный "пробег" "Васы" составил от силы пару морских миль...
Как такое могло произойти? В результате расследования крушения (читай - растраты государственных денег) никто не был наказан, и причиной были названы просчёты при проектировании. Казалось бы, надо посадить инженера - но он скончался за год до спуска корабля на воду, а достраивали корабль по утверждённым королём чертежам другие люди.
Я заинтересовался вопросом как такое кораблекрушение стало возможным и выяснил, что в то время такого рода происшествия не были редкостью. Например, во время несильного шторма в Рижском заливе затонуло 15 кораблей, именно в силу слабой остойчивости.
Немного цифр. Водоизмещение корабля 1210 тонн, длина - 69м, ширина - 12м, высота... - 52м! При этом высота мачт равна высоте корпуса корабля. Даже не будучи специалистом по кораблестроению при первом же взгляде на корабль очевидна его неустойчивость.
1
▼ Корабль затонул и 333 года мирно покоился на морском дне, пока во второй половине 20-го века энтузиаст по имени Андерс Франсен не обнаружил точное место нахождения корабля. А искал он его 5 лет, причём без эхолотов и прочих приборов - простым щупом (лотом), привязанным к длинному канату. И ведь хватило терпения не бросать поиски!
Корабль был поднят в 1961 году и продемонстрировал уникальную сохранность. На фото можно видеть, что большинство деталей корпуса - оригинальные (они более тёмные). Конечно, то что подняли необходимо было законсервировать, так как обычный атмосферный воздух способен убить за пару лет то, что было сохранено водой и илом сотни лет.
И вот в 1990 году (да, столько времени заняла реставрация и обработка корпуса!) на острове Юргорден открыли музей, посвящённый этому памятнику кораблестроения. Вокруг корабля 6 этажей галерей с которых открываются виды на различные части корабля. Много внимания уделено процессу подъема, а так же экипажу. Например, можно узнать, что в то время смертность от некачественного питания и болезней на борту достигала 80%! В порядке вещей было выйти в плаванье с экипажем в 300 человек и вернуться с 30!
2
▼ Музей "Васа" захватил нас на два с лишним часа - и это были одни из самых познавательных часов в моей жизни. Рекомендую!
Я в
Twitter,
Instagram,
Facebook. Присоединяйтесь и следите за обновлениями!
Мои лучшие фотографии на
500px.com