Это документы, которые вносил в французский сенат от 22 мая 1868 Théodore-Casimir Delamarre (1797-1870) - французский политик, сенатор, редактор влиятельного журнала "La Patrie" и близкий друг французского императора Наполеона III.
Сначала это была петиция по украинском делу, которую он позже издал в виде брошюры (мемориала под названием «пятнадцатимиллионный народ, забытый в истории») и еще нескольких связанных с ней статей. Он одним из первых иностранцев обратил внимание на фальшивое содержание истории Российской империи, изучаемой в школах и лицеях Франции, и впервые поднял на государственном уровне вопрос о защите украинского народа, который с последней четверти XVIII в. находился в тени Московского государства и в XIX в. был уже забыт в странах Европы
Итак, текст "Un peuple européen de quinze millions oublié devant l'Histoire". Paris:
Петиция к сенату империи с требованием реформировать преподавания истории
Господин председатель, господа сенаторы.Существует огромная империя, простирающаяся на пол Европы и треть Азии, которая угрожает одновременно Австрии, Турции, Персии, Индии и Китаю. Этой империей, постоянно увеличивающейся, является Российская империя.Она состоит из мозаики народов, большинство из которых страдает от гнета, и была сформирована путем завоевания одним из этих народов остальных. Московиты - народ-завоеватель; а что касается других народов, то перечень их был бы бесконечным, поэтому ограничимся тем, что назовем рутенами, литовцами и поляками, о которых пойдет речь в этой петиции. Во Франции мы делаем серьезную по своим последствиям ошибку, считая, что эта империя является единым целым; совсем наоборот, ризноликость является ее правилом. И эта ризноликость следует даже из актов деятельности ее правительства. Когда Россия общается с Европой, то утверждает, что она является славянской и европейской, а ее суверен величает себя "Императором России", а когда она обращается к Азии, говорит, что есть Туранской, то есть татарском и азиатской страной, и ее автократ становится "Белым царем". Откуда же такая двуличность? Причина ее в том, что в этой империи встречаются одновременно славянские народы со стороны Европы и Туранские народы со стороны Азии, а также в том, что в обоих этих совершенно противоположных направлениях остаются еще не завоеванными как славянские, так и Туранские народы. Итак, каждому из них надо представиться братом, что протягивает руку. Но где именно в этой империи проходит линия раздела между этими двумя противоположными элементами, то есть линия, которая отделяет европейскую цивилизацию от азиатской цивилизации? ... С какой стороны эта линия ставит московитов, народ, основавший империю и управляющий ею? Словом, кем является московиты - славянами или туранцами? Петербургский правительство, заинтересованное в том, чтобы московитов считали славянами, проводит в этом направлении целую научную кампанию, потому что наука является мощным политическим оружием в его руках. Европейские ученые разделились; некоторые из них, обманутые умелым накоплением исторической лжи, склоняются к идее славянизма московитов; другие же, наоборот, считают, что московиты являются татарами как по своему происхождению, так и по своим инстинктами, хотя и говорят на одном из славянских языков, которой является русский. Политические последствия этой научной полемики важны - если московиты не является даже славянами, и если их цивилизация и обычаи существенно отличаются от обычаев славян, ими завоеванных, то они теряют всякое право на свое владение, поскольку те протестуют против порабощения. Ставка этой дискуссии, как видим, очень большая, поэтому понятно, что наука лихорадочно ищет развязку. И только внимательное изучение истории народов, говорящих на славянских языках, сможет его дать, потому что только оно позволит четко разграничить их.Однако, вот уже десять лет, как это изучение полностью запущенно и даже еще сегодня преподавания истории в государственных учреждениях не использует прекрасных исследований выдающихся ученых,которые приоткрыли в исторической науке целый новый горизонт.Таким образом, цель данного ходатайства - просить Сенат, чтобы он своим высоким почином добился включения в официальную программу преподавания истории в учреждениях среднего классического образования основных моментов по истории народов, говорящих на славянских языках, и наиболее характерных для каждого из них.
Такое дополнение имело бы огромное значение, потому что это заставило бы университет отказаться, от своего панславистского преподавания истории, которое является следствием искусственного объединения под родовым именем Руси (Russes) многих народов, составляющих Российскую империю, совершенно так же, как недавно университет отказался, благодаря нашей инициативе, от панславистской названия кафедры славянских языков и литературы в Колледж де Франс.
Так же как шесть месяцев назад мы публично признали Законодательным корпусом численность народов, говорящих на славянских языках; так же сегодня мы попробуем убедить Сенат в необходимости перечислять эти народы и отделять их друг от друга в процессе преподавания истории. Вчера была признана численность этих народов, пора приступить к их перечню.Потому что безосновательное объединения в так называемой общности многих народов, говорящих славянским языками, прямо на руку панславизму, который является ничем иным, как тем же искусственным объединением. Оно, наконец, происходит на наших глазах. Мы наблюдаем, как университетское образование смешивает два по сути разных народа с явно противоположными культурами и историческими традициями.
Двумя народами является московиты и рутены, смешанные в общей названии "русы" (Russes). Живя между Московией и, собственно говоря, Польшей, рутены, к которым раньше относились названия "русы" (Russes) и "русины" (Russiens), были порабощены в прошлом веке московитами, и народ завоеватель сам на себя распространил имя побежденного народа, чтобы придать себе мнимых прав на владение им. Поэтому слова "русы" (Russes) и "московиты" представляются нам сегодня синонимами, тогда как на самом деле они являются совершенно различными для историка. Эта нарочитая путаница позволила московитам поглотить даже саму историю рутенов, словно поздний политический акт способен влиять на историю предыдущих эпох ... "
Казимир ДЕЛЯМАР, 1869 рік