С чего начиналась авиационная история Самары

Sep 21, 2014 20:46


Легендарный ИЛ-2, самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-154, всё это было потом, а 3 (16) октября 1910 года жители Самары впервые увидели полет аэроплана. Авиатор В. А. Лебедев сделал круг над ипподромом Самарского скакового общества на высоте 20-30 метров и благополучно приземлился под аплодисменты и восторженные крики самарской публики.

Но всё-таки не аэроплан системы «Фарман» первым поднялся в самарское небо.


Константин Николаевич Неклютин, фото 1938 года.


Весной 1910 г. Константин Николаевич Неклютин - сын городского головы Самары, студент Петербургского Политехнического института увлёкся авиацией. Прослушав курс по аэродинамике профессора Ван-дер-Флита, в течение пасхальных каникул 1910 г. Константин сделал чертежи аэроплана собственной конструкции.


Строители  глайдера  Иван Яндаев  и  Михайла.

За два летних месяца К.Н. Неклютин с приятелем Борисом Богословским и нанятыми помощниками (Иван Яндаев и Михаил) построили в имении Неклютиных под Самарой первый глайдер. Планер предполагалось оторвать от земли при помощи автомобиля.



Первый  личный  автомобиль  К.Н.Неклютина  «Дрокар».  (2 цилиндровый  двиг.  8-10  л.с.).
Самарская  губ,  1909  г.  Фото  библиотеки  Университета  штата Луизианы.



Глайдер выкатывают из ангара для первого полёта.
Самарская губ, 29.07.1910 г. Фото библиотеки Университета штата Луизианы.

29 июля глайдер выкатили из ангара, но первая попытка взлететь была неудачной. «Я не мог следовать за автомобилем по прямой, чтобы взлететь, и мотор был слабым. Прошло немало времени до того, как аппарат взлетел. Первое приземление было очень жёстким» - писал в своих воспоминаниях Неклютин. Первый относительно удачный полёт состоялся утром 14 августа. Глайдер пролетел за автомобилем 31 сек., за тем последовал спуск - 8 сек. К несчастью, лётное поле было очень маленьким, поэтому аппарат мог подниматься только на девять метров до того, как автомобиль достигал края поля.
«Я потерпел крушение только раз, когда порыв ветра накренил глайдер так, что его крылья коснулись земли. К сожалению, это наблюдала моя мать. Она была очень напугана, но не запретила мои эксперименты».
Полёты продолжались в течение 1911-1912 гг. Был построен более мощный глайдер, и в воздух поднимались Богословский и племянник К.Н.Неклютина - Александр.


Полёт К.Н.Неклютина на глайдере. Самарская губ, 14.08.1910 г. Фото библиотеки Университета штата Луизианы.

В конце лета 1911 года Неклютин начал строить аэроплан, в феврале заказал во Франции мотор с водяным охлаждением и в 1912 году аэроплан был готов к испытаниям. Первый полёт был неудачен: аппарат сделал резкий поворот, когда скорость достигла примерно 50 км/час. Крен был такой сильный, что пилот вывалился из своего кресла. Ошибка состояла в том, что передние колеса были слишком далеко от центра тяжести, поэтому хвост был перегружен и не отрывался достаточно быстро от земли. Неклютин начал перестраивать самолёт, но не смог закончить. Семейство Неклютиных начало новое дело - строительство большой механизированной пекарни, и Константин Николаевич занялся решением других технических задач.

А потом была революция и гражданская война. К.Н.Неклютин - последний председатель Самарского биржевого комитета, министр продовольствия и снабжения в правительстве адмирала Колчака, через Манчжурию эмигрировал в США. В Америке Неклютин не забыл об авиации, он прошёл путь от простого инженера завода «Боинг» до вице-президента крупной компании. Эмигрировал в США и Борис Богословский. Племянник К.Н Неклютина - Александр Матвеевич стал военным лётчиком. Судьба первых самарских авиастроителей Ивана Яндаева и Михаила - неизвестна.

По материалам книги "От Самары до Сиэттла" Воспоминания /
К.Н.Неклютин; [пер. с англ. Т.А.Муравицкой]. - Самара: ООО «Самарский дом печати», 2011.

авиация, Интересная Самара

Previous post Next post
Up