Пасха по-юндински + камсьӧр удмуртъёслэн куриськонъёссы

Apr 13, 2012 23:00


...Перед Пасхой тщательно мыли весь дом, дресвой драили стены и потолок, белили печь, топили баню, готовили выпечку. Заменяли старое крашеное яйцо перед иконой на новое. Этому яйцу приписывались магические свойства, например, при пожаре против распространения огня дом обходили с этим яйцом со словами молитвы (юнд. тълкъл "букв. огонь+слово" ).

Пасхой заканчивался Великий пост. В ночь на Пасху на белую скатерть ставили каравай хлеба, соль, крашеные яйца, квас или самогон, домашнее пиво сур.
На Пасху приглашали из Падеры (соседнее поселение чепецких татар в 5 км от Юнды) муллу в определенные дома по желанию и возможности.

На Пасху устраивали качели (юнд. лэчэран, д'эчэран ). На хуторе Верх-Юнда* их ставили между Максимом Михайловичем и Марфой Михайловной. Веревки заменялись лошницами (парные носилки для сена) и прикреплялись меж двух тополей. К лошницам прикрепляли длинную доску. Качались, стоя на концах доски, по двое, а в середине доски сидели. Взлетали очень высоко.

* Насколько я помню, качели служили своего рода "мифологическим катализатором, символом" роста нового урожая. Качаясь, взмывая вверх, крестьяне как будто "подтягивали" ростки вверх, мол, растите до такой высоты. ...

Далее

Верх_Юнда, Куркан, Юнда, тылкыл, Быдӟымнунал, Паска, бесермяне, Великтэм, юндинцы, закамские_удмурты, besermans, Акашка, бесерманъёс, Урасиновы, камсьӧр_удмуртъёс, Малая_Юнда, пуштыё_шыд, Верба_брага, Большая_Юнда

Previous post Next post
Up