Концептуальные основания курса для руководителей

Feb 09, 2013 00:01


31 января завершился курс для руководителей "Проблемы и вызовы современного управления", организованный в течение осеннего семестра 2012 года совместно с ярославскими партнерами: Конфедерацией деловых сообществ, Менеджер-клубом и Институтом бизнеса группы "Спектр". В программе курса я сделала попытку применить методологические и философские представления к сфере управления и создать методический материал, учитывающий специфику деятельности современного руководителя. Подробнее о курсе см. http://upravleniye.livejournal.com/3712.html

http://youtu.be/QDDlxKwdaeU - вступительное слово перед защитой кейсов слушателей в Ассоциации менеджеров (10 мин).

Ниже дается описание теоретических оснований курса, выполненное в жанре пояснительной записки.

Курс для руководителей высшего звена призван оснастить слушателей знаниями, умениями и навыками, которые позволят им осуществлять деятельность управления на более высоком качественном уровне. Ниже представлены концептуальные основания, которые соответствуют реалиям сегодняшнего дня и должны стать востребованы в будущем, учитывают особенности современной российской ситуации в управлении организациями.

Существует несколько базовых концепций управления, которые транслируются в профессиональном сообществе и литературе. Большинство из них носит нормативный характер. Также принято обращение к образцам, т.наз. «историям успеха» и «лучшим практикам», и «кейсам», описывающим ситуации в «реальных» компаниях и призванным на доступных примерах актуализировать теоретические представления. В современной литературе, адресованной управленцам-практикам, имеется ряд жанров. Первый представлен нормативными описаниями отдельных аспектов управления в теории организации, системном подходе, теории деятельности, а также отдельных дисциплинах: социологии, психологии, экономике и др. Второй жанр включает довольно обширный класс публикаций по «менеджменту», изобилующий анализом управленческих ситуаций и рекомендациями относительно поведения руководителя в этих ситуациях. Третий жанр является квазинаучным: руководителю сообщаются сведения из разных дисциплин с целью расширить его кругозор в функциональных областях (маркетинг, финансы, персонал, юридические аспекты деятельности предприятия и др.). Наконец, существует жанр, который условно можно определить как технологический, где описываются различные технологии и способы осуществления управления (например, способы измерения текущей деятельности, описания бизнес-процессов, подходы к организации проектной работы и др.)

За последние двадцать лет подавляющее большинство учебных программ и публикаций в области управления для россиян построено на основе западных, преимущественно англосаксонских представлений. Мы являемся свидетелями активной пропаганды управленческих, большей частью менеджеральных практик без их критического осмысления и, самое главное, без должной адаптации к условиям и реалиям сложной, изменчивой, полисистемной и полисубъектной российской действительности, в которой приходится действовать отечественному руководителю. Очень редко приходится встречать анализ условий становления тех или иных западных представлений, на которых основаны рекомендации. Как правило, слушателям и читателям не предъявляются теоретические основания разработки и применения тех или иных управленческих технологий. Здесь не место разбирать причины сложившейся ситуации; это тема для отдельного исследования. Результатом интенсивного привнесения западных норм в российскую практику управления без их критического освоения является серьезное расхождение между теорией и практикой, разочарование части способных и мыслящих управленцев в действенности технологий и рекомендаций, отторжение любых методов повышения своей управленческой квалификации.
nbsp;    Cертификационный курс предназначается руководителям организаций различных форм собственности и размера. Западные технологии управления складывались в течение десятилетий, постепенно закрепляя и развивая существующую управленческую практику, отечественные руководители столкнулись с особым классом проблем. Ни одна страна в мире не пережила столь быструю деиндустриализацию в мирное время, смену не просто социально-политического строя, но практически полное разрушение государства в 1990-х и попытку его восстановления в 2000-х. Все эти беспрецедентные изменения наложились на мировые кризисные процессы, происходящие в глобальной экономике в последние тридцать лет и связанные со сломом инженерной и научно-технической парадигмы Нового времени. Западные теории, основанные на философии позитивизма и агностицизма, либеральных представлениях, абсолютной ценности роста и научно-технического прогресса, сейчас также подвергаются переосмыслению. Сам «дух времени» ставит под вопрос не только применимость западных теорий в российских условиях, но и их адекватность складывающейся глобальной перспективе общественного мироустройства.




Русская школа управления, наследующая лучшие традиции отечественных гуманитарных представлений и практик управления, должна быть основана на следующих принципах.

1) Управление представляет практическую реализацию комплексной целостной деятельности, не поддающейся измерению количественными методами. В этом смысле практика управления может быть уподоблена врачебной и педагогической практикам. Все эти виды деятельности предполагают не просто воздействие субъекта на реальность, как, например, в естественнонаучном эксперименте. Результат управления складывается в сложном взаимодействии субъекта (руководителя) с другими участниками деятельности и учитывает особенности ситуации, в которой разворачивается эта деятельность.

Если принять этот тезис, становится очевидным неприменимость компетентностного подхода в обучении и оценке деятельности руководителя. Компетенции основаны на вычленении ограниченного набора простых навыков, реализуемых в заданных ситуациях. Умение, в отличие от навыка, является комплексом автоматизированных простых действий, который образует более объемное целое по отношению к сумме навыков. Действительно, овладение сложными видами деятельности, такими как музыкальное исполнительское искусство, хореография, профессиональный спорт, умение пользоваться иностранными языками, сочетает многолетнее обучение навыкам и научение в процессе самой деятельности под руководством опытных наставников. Эффективность обучения состоит в достижении абсолютного результата, который слушатели демонстрируют в ситуации реальной деятельности. Такой абсолютный результат можно проиллюстрировать на примере покорения альпинистом горной вершины, в отличие от результата относительного, измеримого в состязательных видах спорта.

Концептуальным основанием для такого подхода к управлению является теория деятельности, разработанная русской советской психологической школой в результате переосмысления марксизма как философии активного преобразования окружающего мира (Выготский, Лурия, Рубинштейн, Гальперин, Леонтьев). Для сравнения: в основе западных подходов к человеку лежит бихевиоризм, рассматривающий человека как принципиально непознаваемый объект, не преобразующий действительность, а реагирующий на изменения среды.

2) Управление основано на коллективном мышлении и действии. Коллективизм, соборность внутренне присущи российской культуре и духовной традиции; осмыслением этого свойства русских как цивилизационно-культурной общности занималась трагически прервавшаяся русская религиозная философия (Леонтьев, Соловьев, Бердяев, Ильин и др.) Целостное восприятие мира, столь чуждое западной философской традиции, дало мировой науке целые области, такие как учение о ноосфере Вернадского и русский космизм (Федоров, Циолковский), способствовавший духовно-философскому подходу к освоению космического пространства. У истоков изучения коллективных эффектов в естественных науках также стояли наши соотечественники (Френкель, Пригожин).

Творческое переосмысление марксистских представлений о мышлении и теории деятельности привело к появлению оригинальной, в мировом масштабе, области - системомыследеятельностной методологии, разработанной в Московском методологическом кружке в 1950-1980-х годах (Зиновьев, Г.П.Щедровицкий). СМД-методология выработала собственный подход к управлению как к «деятельности над деятельностью». Такой подход рассматривает разворачивание управленческой деятельности в полисистемной, многопозиционной и полисубъектной среде, в которой развивается коллективная мыследеятельность и где руководитель является одним из позиционеров и участников коммуникации. Также важно представление о том, что деятельность управления не является однородной, но может быть рассмотрена как осуществление разных типов деятельности: организации, руководства, управления (ОРУ). Существуют опосредованные виды управления, например, рефлексивное управление, основанное на моделировании представлений управляемых, а не на психологическом манипулировании (Лефевр). Теоретические разработки были опробованы и дополнены в организационно-деятельностных играх. Достижения СМД-методологии чрезвычайно востребованы сегодня, когда даже внутри одной небольшой организации возникает необходимость совмещения разных картин мира участников коммуникации, различения позиций, осознанного осуществления руководителем разных типов управленческой деятельности, выстраивание не только властных, но и интеллектуальных иерархий.

3) Управление осуществляется в рамках социотехнической системы. Применение системного подхода к управлению требует разворачивания целого набора представлений. Центральным представлением здесь является категория искусственного-естественного. В отличие от естественнонаучных и инженерных взглядов на управление, оперирующих только искусственным (ср. ставшие распространенными понятия из «машинной» парадигмы: внедрение, реинжиниринг, построение системы показателей и др.), гуманитарный взгляд на управленческую деятельность включает понятия самоорганизации, естественный план разворачивания, жизненный цикл руководителя и организации, оестествление искусственно имплантируемых конструкций и понятий и т.п. Постепенно в теорию организации приходит осознание того, что организация - это не только и не столько сконструированная система, сколько организм, подчиняющийся своей логике развития. В настоящее время абсолютная ценность развития, выросшая из прогрессисткой парадигмы последних двухсот лет, сменяется представлениями о примате целостности и адаптивности. Умение работать в планах искусственного и естественного, понимание естественных ограничений для преобразований, учет последствий трасформаций и результатов превращений является важнейшим качеством зрелого руководителя.

Указанные выше концептуальные основания позволяют сделать курс для руководителей содержательным, инновационным, направленным в будущее. Основанное на высокоуровненых положениях, содержание курса не зависит от конкретных ситуаций управления, размера и отраслевой направленности организаций. Такое содержание может быть опрокинуто в план сегодняшних актуальных проблем и задач, решаемых руководителями. Выгодным отличием такого концептуального подхода является его адекватность сложности управленческой деятельности в меняющемся мире. Адресованный опытным управленцам, курс позволит им расширить свои представления о современной практике управления и начать ее применять.



Слайд из презентации по кейсу "Проблема конфедерации = моя проблема". Слушатель Ю.И.Мотлохов, председатель ярославского Менеджер-клуба, секретарь Конфедерации клуба деловых сообществ.

курс для руководителей, управление, Ярославль, деятельность, проблема, Менеджер-клуб, обучение, организация, Русская школа управления, Людмила Голубкова, стратегирование, стратегическое мышление, Суворов, русская модель управления, схема, ОРУ, Конфедерация деловых сообществ

Previous post Next post
Up