Мировая трансформация: национальные стратегии

Jan 03, 2023 13:33





С началом специальной военной операции в России отмечается подъём национального самосознания. В своих публичных заявлениях президент РФ Владимир Путин несколько раз обращался к теме национальной идеи. В частности, 10 мая 2020 года Президент указал, что национальная идея России заключается в патриотизме, однако «[э]то совсем не значит, что нужно все время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее». В.В. Путин сделал упор на сплочении народа в тяжёлых для страны условиях: «[е]динственное спасение и условие для движения вперед - единство» [1]. В таком понимании особую важность приобретает национальная идея и способ её воплощения - концептуальный стержень, вокруг которого идёт формулирование и планирование следующих шагов. Таким стержнем обычно является национальная стратегия.

Данная статья посвящена одному из методов поиска оснований для национальной стратегии, а именно: анализу текущей ситуации в сфере создания идеологической и концептуальной основы для обеспечения единства российского общества на примере оппозиции «индивидуальное-коллективное».



Идея, с помощью которой возможно объединить всё общество, обязательно должна быть позитивной, образной и направленной в будущее. В американской идеологии и политологии для такой идеи утвердился термин «фронтир» (от англ. frontier - граница, рубеж), идущий из мифологии освоения Дикого Запада  [2]. Фронтир является не просто границей между государствами или естественным препятствием, которое надо преодолеть, но метафизически рубежом между известным и неизведанным. Поселенцы осваивали новые территории, отодвигая фронтир вплоть до побережья Тихого океана. Этот сюжет стал популярен в 1930е годы, когда в американском кинематографе возникает образ ковбоя, героя-одиночки, противостоящего дикой природе, коренным племенам индейцев и другим конкурентам за территорию. Национальная стратегия фронтира, основанная на мифологии ковбоя-завоевателя, во многом сформировала базовую идентичность и образ действий современного белого населения внутренних областей Северной Америки.

Во второй половине XX века в США и в СССР такой национальной идеей и связанной с ней стратегией был Космос. Если в Америке, стране третьего сословия, речь в основном шла о соревновании на политическом и военно-техническом планах, то в Советском Союзе освоение космоса носило квазирелигиозный характер. Безусловно, достижения в сфере космонавтики содействовали укреплению статуса СССР как сверхдержавы. Космический проект, наряду с Атомным, смог собрать и направить в позитивное, творческое русло огромный социальный, экономический и научно-инженерный потенциал, благодаря которому были созданы передовые научно-технические заделы, актуальные и сегодня. Однако в первую очередь покорение космоса было национальной сверхидеей, вокруг которой формировались поствоенные советские ценности. Вспомним, что в 1960х мальчишки хотели быть космонавтами, профессия космонавта была окружена почётом, космонавты стали новыми национальными героями, а космонавтика и космос нашли своё отражение в искусстве, кинематографе и литературе. Посмотрим с этой точки зрения на известный монумент «Покорителям космоса» и Аллею космонавтов в Москве около ВДНХ: этот комплекс создан по канонам храмовой архитектуры. Сегодня в России такой позитивный образ национальной идеи  и связанной с ней национальной стратегии отсутствует.

Вернёмся к текущей ситуации. Идёт мировая трансформация, возникают новые альянсы, требующие своего концептуального оформления. Вопрос о новой идеологии стоит не только у нас, но и в других странах. Нужны новые концепции.

При выработке национальной стратегии исходят из двух посылок: какие идеологические и социальные нормы в обществе уже есть и что требуется данному социуму для успешного взаимодействия с окружающим миром. Этот процесс можно представить как актуализацию внутреннего и (пере)создание внешнего идеологического контура. Если национальную идею можно выдумать, «взять из головы», то национальную стратегию надо привязать к исканиям и чаяниям людей - иначе они не поддержат усилия власти по её осуществлению. Это серьёзная задача, требующая значительных усилий всего социума. Я сосредоточусь на одном элементе этой конструкции, которую считаю основополагающей: индивидуальное - коллективное.

В качестве примера полагания в общественном сознании этой концептуальной пары рассмотрим книгу американского экономиста Марианы Маццукато, название которой можно перевести на русский язык как «Экономика, основанная на миссии: Полёт на Луну как механизм изменения капитализма» [3]. Перевод книги на русский язык в настоящее время отсутствует.

Мариана Маццукато считается одним из самых влиятельных западных экономистов. Родилась в Италии в 1968 году. После переезда семьи в Принстон (США) закончила там среднюю школу, получила степень бакалавра в Университете Таффтса по специальности «История и международные отношения», продолжила обучение и защитила диссертацию в New School for Social Research в Нью-Йорке. В настоящее время является профессором экономики в Университетском колледже Лондона (UCL), в рамках которого основала Институт инноваций и общественного блага. Состоит членом различных международных комиссий, направленных на внедрение социальных инноваций. [4]. В фокусе её исследований находится отношение личного интереса (предпринимателей,  капиталистов) и общества, а также выработка направлений трансформации капитализма. Эпиграфом к своему сайту Маццукато выбрала собственную цитату: «спасти капитализм от самого себя» [5].

С целью вывести западный мир из кризиса Маццукато предлагает вернуть экономике миссию. Название книги «Mission Economy» обыгрывает двойной смысл слова «миссия»: предназначение, высшая цель (ср. миссия компании) и экспедиция, путешествие с определённой целью (ср. дипломатическая миссия). Такой миссией, по мнению Маццукато, может являться общественно значимый проект, например, подготовка полёта на Луну. Проект на границе человеческих и государственных возможностей, новый фронтир может снова вернуть американскому обществу смысл существования.

Книга Маццукато появилась на несколько месяцев позже другой знаковой публикации по теме изменения мирового порядка. Речь идёт о книге Клауса Шваба, директора Всемирного экономического форума, и швейцарского журналиста Питера Вэнхема «Капитализм всеобщего блага. Новая модель мировой экономики», вышедшей в начале января 2021 года [6,7]. Такие книги являются проводниками определённых концепций, призванных переключить общественное мнение на восприятие новой идеологии. Вследствие этого выбор авторов далеко не случаен. Они должны не просто описать причины ухода от старой парадигмы и перехода к новой, но сделать это ярко, броско, в жанре манифеста, пользуясь своим высоким общественным статусом «глашатая нового этапа».

В отличие от Шваба, инженера-механика по первому образованию  (что проявляется в суховатом, техничном дискурсе его сочинений), Маццукато пишет образно и эмоционально. В швабовском опусе заявление о «капитализме всеобщего блага» (в оригинале «stakeholdercapitalism») звучит как оксюморон и выглядит не очень убедительно, так как К.Шваб последние полвека работал как раз на обратную цель - укрепление позиций транснациональных корпораций и крупного западного бизнеса. Появление книги Маццукато вызвало в обществе больший резонанс, так как она вышла с критикой самой основы современного западного общества - индивидуализма.

Капиталистическая система основана на утверждении о том, что люди, действуя в собственных интересах, приносят благо обществу в целом. Общественное процветание является следствием деятельности индивидуумов, стремящихся к счастью посредством обретения богатства. Хотя Маццукато не упоминает Адама Смита, можно предположить, что она хорошо знакома с тезисами классиков капиталистической политэкономии XVIII века. Правильные люди действуют в соответствии с Божьим провидением и поэтому становятся богатыми. Хрестоматийная «невидимая рука рынка», регулирующая деятельность многочисленных индивидуальных экономических субъектов в либеральном обществе, не является порождением стохастического моделирования, но есть проявление воли Божьей. Именно в этом заключалась политэкономия протестантизма и его предельного варианта - кальвинизма. Мариана Маццукато приводит многочисленные примеры того, что экономика индивидуальных транзакций себя исчерпала в силу эффекта масштаба. Капиталисты, оперирующие на всей территории Земли, обладающие значительной долей общественного блага и стремящиеся только к собственной выгоде, уже не приносят пользы человечеству и с каждым днём приближают коллапс экономической системы. Поэтому требуется переходить к другому способу экономических отношений.

Мариана Маццукато предлагает перейти к экономике Больших проектов, требующих коллективных усилий и вклада в общее дело. В книге предлагается вернуться в прошлое, открутить часы назад. Западное общество постарело, перестало быть динамичным: требуется омоложение за счёт грандиозной встряски, призванной содействовать его сплочению. В качестве примера такого масштабного государственного проекта приводятся подготовка и осуществление полёта американских астронавтов на Луну в 1969 году. Таким образом, по замыслу автора, достижение счастья через богатство уступит место достижению счастья через соучастие. Людям необходимо приобщение к чему-то большому, важному для всех членов общества (ср. концепт «stakeholder economy» - экономики, в которую все вносят свой вклад и получают свою пропорциональную долю общественного блага). Следует подчеркнуть, что идея «счастья через соучастие» является квазирелигиозной, так как речь идёт о присоединении к нематериальному.

Отметим, что рецепты перехода к другому экономическому и, шире, общественному строю, приводимые Маццукато, малоубедительны. Путь «спасения капитализма от самого себя» является очень сложным. Весь экономический уклад США и Запада в целом формировался на идее индивидуализации.  Чрезмерное накопление богатства каждый раз заканчивалось кризисом, но затем следовало очередное накопление, ещё более масштабное и разрушительное по своим последствиям. Вспомним события столетней давности. В 1920х годах в Америке, практически не принимавшей участие в Первой Мировой войне, была золотая пора: век джаза, Великий Гэтсби, показная роскошь богатейших семейств. В конце десятилетия ситуация кардинально меняется: биржевой кризис, голод, нищета, изъятие золота у населения. В 1930х развёрнуты национальные проекты строительства дорог и другой инфраструктуры, развиваются ВПК, технологии. В начале 1970х в Америке снова назревает экономический кризис. Его удаётся отодвинуть: в 1976 году - путём отказа от обеспечения долларов золотом и переходом на нефтедоллары; в 1991 году - разграблением СССР и стран социалистического блока; в 2008 году - за счёт перехода к эмиссии долларов, уже ничем не обеспеченных. С начала 2010х разворачивается разработка и тестирование криптовалют как способа изъятия лишней денежной массы с рынка. Ставки слишком высоки - капитализм просто так не сдаётся.

Русский мир (наша цивилизация) в силу объективных причин складывался так, что роль и ценность коллективных усилий были всегда очень значимы. Индивидуалистские тенденции были выражены в меньшей степени. Во многом это связано с особенностями климата и географии: на территории исторической России условия жизни и ведения сельского хозяйства были не очень благоприятными, поэтому не было скученности населения. Конкуренция - столп западной экономики - возникает в Новое время как механизм преодоления перенаселённости Западной Европы. Именно скученность, недостаток места и внутренних ресурсов сформировали национальную стратегию западноевропейских стран, выражающейся в экспансии, стремлении к захвату новых территорий, колониализму. Своей предельной формы это ощущение недостатка «жизненного пространства» достигло в одноимённой германской национальной идее «лебенсраум», введённой в 1890-1940х годах - в период формирования единого немецкого государства и общегерманской идентичности [8]. Тогда европейским проектом изменения мироустройства стала тридцатилетняя война, получившая в истории название Первой и Второй мировых войн. По замыслу капиталистической (империалистической, финансово-банковской) международной группировки, не относящей себя к какому-либо национальному образованию, должна была начаться Третья мировая война. Однако именно Большие проекты, Атомный и Космический, изменили разрушительные планы «мирового правительства», переведя их в созидательный план научно-технического соревнования СССР и США. 24 февраля 2022 года Холодная война закончилась, сейчас разворачивается следующий этап.

России надо тоже переходить к Большим проектам. В этой ситуации у нас есть преимущество. Если западному обществу придётся ломать себя, нам понадобится актуализировать коллективные формы, вшитые в культуру. Поставив во главу угла осмысленные коллективные усилия, мы сможем получить преимущество в грядущем соревновании макрорегионов. В настоящее время мировая система фрагментируется: складывается, как в случае образования пузырьков при кипении воды, разделение на регионы с бо́льшим и меньшим потенциалом. Нашим стартовым «капиталом» является традиция создания технологий в ходе коллективного труда.

На предыдущем этапе, с начала 1990х годов, эта особенность нашей истории и культуры была объявлена недостатком. Нам было предложено строить демократическое общество с либеральными ценностями. Не обсуждая здесь всей злокозненности такого предложения, не имевшего под собой иного замысла, кроме разрушения страны, хотела бы отметить, что его авторы использовали психологический приём, известный нам по сказке «Лиса и Журавль».

Вспомним первую часть сказки в переложении Алексея Толстого.

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем… [9].

«Мораль сей басни» как нельзя лучше отражает намерения наших глобальных оппонентов - навязать российскому обществу те идеи и тот способ их реализации, которые не соответствуют ценностям и реалиям Русского мира. Тридцать лет назад мы дорого заплатили за то, что поддались уговорам Лисы. Поэтому надо начать свою игру, используя наши традиционные преимущества. Они являются заявкой на победу.

Все мы помним из детства окончание сказки. Журавль отплатил Лисе, пригласив её отведать окрошки из кувшина с узким горлышком. Ушла Лиса не солоно хлебавши.

Использованные материалы

(Интернет-ссылки доступны по состоянию на 4 декабря 2022 года)

1.  https://www.interfax.ru/russia/708027

2.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Фронтир

3.  Mazzucato, Mariana. Mission Economy: A Moonshot Guide to Changing Capitalism. L.: Allen Lane, 2021. https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2882005/?ysclid=lb7xpx48o9568112461

4.  https://en.wikipedia.org/wiki/Mariana_Mazzucato

5.  https://marianamazzucato.com

6.  Shwab, Klaus and Peter Vanham. Stakeholder Capitalism: A Global Economy that Works for Progress, People and Planet. Wiley, 2021.

7.  Шваб К., Вэнхем П. Капитализм всеобщего блага. Новая модель мировой экономики. М., Бомбора, 2022.

8.  https://ru.wiktionary.org/wiki/лебенсраум

9.  https://skazki.rustih.ru/lisa-i-zhuravl/?ysclid=lb8e97ooks642067380

Статья впервые опубликована в: АНАЛИТИКА НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ. Выпуск 7 / Под ред. д.ф.н., профессора Ю.В. Курносова. Серия «Русская аналитическая школа». - М.: «РИТМ», 2022. - С. 103-108.

Людмила Голубкова, РАШ, стратегия, Россия

Previous post Next post
Up