Ушедшим летом дважды удалось посетить музей под открытым небом в томском аэропорту.
Если кто не в курсе, или запамятовал - в нашем аэропрту имеется экспозиция из 5 самолётов, 2 из которых можно посетить и посидеть в кресле пилота или ощутить советский "комфорт" пассажирского салона. Однажды я уже писал подробно про экспонаты музея, с их биографиями, часами налёта и т.д., вот эта публикация:
Музей аэропорта ТОМСК. Но там были картинки в зимнем антураже, а сегодня будут летние, солнечные.
Приятного просмотра!
Оба моих посещения экскурсии проводил
Рафаэль Тагирович Тагиров, КВС-пенсионер (по статусу, но не по духу!) и просто жизнерадостный весельчак. Пилот, пролетавший в томском небе 31 год и проведший в небе 20000 часов. Это не опишешь кратко, но поверьте, личность экскурсовода и общение с ним доставляет не меньшее удовольствие, чем осмотр и посещение самолётов!
Итак, проходим контроль безопасности и на перронном автобусе едем к двум экспонатам находящимся на действующем перроне аэропорта.
Первый - Як-40К, RA-88298
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4800/135140311.10d/0_ee32d_c70201ec_XL.jpg)
2. вход в самолёт через... хвост. По собственному трапу поднимаемся на борт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4812/135140311.10c/0_ee323_33cf9b9_XL.jpg)
3. Этот самолёт помотало по миру. Успел полетать и в Syrian Arab Airlines (под номером YK-AQH) но последней записью в "трудовой" стала - корпоративный самолёт нефтяной компании Томскнефть. Поэтому салон несколько экстравагантен. 2 класса. На фото эконом. Весьма аскетичен.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4812/135140311.10c/0_ee329_f2005ed6_XL.jpg)
4. Присядем в неудобное кресло и заглянем в иллюминатор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5102/135140311.10c/0_ee324_aee88f9a_XL.jpg)
5. .. и бизнес класс из 90-х. 4 кресла, 2 стола. Поскольку это модификация Як-40К, где "К" означает конвертируемый, то по левому борту отчетливо виден контур грузовой двери. Конвертируемый вариант создан на базе серийного 32-местного самолета и предполагает быструю перекомпоновку пассажирской кабины в грузопассажирский или грузовой вариант.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4808/135140311.10c/0_ee32a_18e74fb4_XL.jpg)
6. Пройдем в кабину пилотов. Управляли Як-40 3 человека. 2 пилота и на этой фотографии видно откидное кресло бортмеханика.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/135140311.10d/0_ee339_bdf8788f_XL.jpg)
7. Тёплые ламповые приборы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5104/135140311.10c/0_ee327_7e1dbe67_XL.jpg)
8.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/135140311.10c/0_ee326_21e5538b_XL.jpg)
9.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5108/135140311.10c/0_ee328_9e0b34e5_XL.jpg)
10. Но в Яке интересно, но на перроне нас ждет ещё один экспонат.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4803/135140311.10c/0_ee325_89a42284_XL.jpg)
11.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5109/135140311.10d/0_ee33a_18241eb8_XL.jpg)
12. Оба посещения музея были связаны с приездом гостей.
Первый раз это были соратники из Новосибирска - Андрей, Глеб, Алексей. И это был великолепный день!
Музейная площадка позволяет понаблюдать и за оперативной деятельностью аэропорта.
dron_nsk снимает посадку Ан-24 базового перевозчика на ВПП21 (её торец находится у правой границы кадра).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5108/135140311.10d/0_ee32b_57b6842f_XL.jpg)
13. И это пожалуй главный экспонат музея (по крайней мере для меня). Самолёт Ту-154М, подаренный авиакомпанией ЮТэйр томскому аэропорту. Я снимал
последнюю посадку лайнера в нашем аэропорту и вот теперь периодически навещаю любимый самолёт.
Ту-154М, СССР-85685. Конечно прилетел он с регистрацией RA-, СССР- нанесли уже в Томске, вместе с классической ливреей Аэрофлота.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4811/135140311.10d/0_ee333_4e3c6914_XL.jpg)
14. На носу приклепана табличка напоминающая о щедром поступке авиакомпании ЮТэйр. Без шуток. Ведь могли бы просто и тихо распилить, без таких заморочек.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4801/135140311.10d/0_ee332_7c17acd2_XL.jpg)
15. Поднимаемся на борт.
Из воздухозаборника второго двигателя выпала самодельная заглушка, было бы неплохо её восстановить...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/135140311.10d/0_ee32f_913a7076_XL.jpg)
16. Кабина.
Второй раз за лето я посетил музей с действующим пилотом Австрийских Авиалинии, который специально ради этого посетил Томск. Сложно описать словами всё любопытство и эмоции, которые были на его лице при посещении Як-40 и Ту-154...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4811/135140311.10d/0_ee32e_32a43525_XL.jpg)
17.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5109/135140311.10d/0_ee330_98323ebe_XL.jpg)
18. В современных самолётах кресла так не умеют...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4812/135140311.10d/0_ee331_d75325ba_XL.jpg)
19. До свидания друг, мы обязательно придём в гости ещё не раз!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/135140311.10d/0_ee33b_1c44433f_XL.jpg)
20.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5109/135140311.10d/0_ee32c_e49af114_XL.jpg)
21. Далее мы покидаем перрон и перемещаемся на внутреннюю территорию аэропорта. Там первым на нашем пути стоит Ан-24Б, СССР-47826.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4801/135140311.10d/0_ee335_6cdfb319_XL.jpg)
22.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/135140311.10d/0_ee336_11a42110_XL.jpg)
23. Это хоть и не самолёт но тоже уже музейный экспонат СПАСОПа. Хотя в некоторых аэропортах страны они и сейчас несут службу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5104/135140311.10d/0_ee334_8a7c78ae_XL.jpg)
24. L-410УВП, СССР-67317. Долгое время L-410 можно было увидеть в Томске только в виде музейного экспоната.
Но с апреля 2014 года, благодаря рейсам КрасАвиа в Абакан можно лицезреть живую Л-ку по 3 раза в неделю.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/135140311.10d/0_ee337_c115fd34_XL.jpg)
25. Заслуженный ветеран Ан-2. СССР-07619
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/135140311.10d/0_ee338_1ae8c4eb_XL.jpg)
26. Вот и всё, на этом экскурсия подходит к концу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4802/135140311.10d/0_ee33c_926ec269_XL.jpg)
Если вас интересует посещение музея, то звоните по номеру (382-2) 932-722 и договаривайтесь о дате и времени.
Летом это мероприятие стоило 2200 рублей с группы (группа может быть от 1 до 20 человек). Для оформления пропуска необходим паспорт хотя бы одного участника экскурсии. И всё, вы наслаждаетесь интересным общением и осмотром авиатехники.
На сегодя всё, благодарю за внимание!