Nov 07, 2018 15:21
стоит разобраться, а что же такое классовое сознание? И откуда оно берется.
1. Объективные условия или то, что еще у Гегеля называется «классом в себе». Т.е. просто объективно, независимо от того сознают это дело рабочие или нет, они находятся в определенном отношении к средствам производства и к другим классам общества. Собственно, это фундаментальное основание для появления «класса для себя», хотя конечно объективное существование политэкономического класса вовсе не гарантия в появлении кассового самосознания, т.е. «класса для себя».
- Это условие связанно с характером труда представителей того или иного класса. Характер труда связан с возможностью осознание общности интересов между представителями одного класса. Суть в том, что ««Отдельные индивиды образуют класс лишь постольку, поскольку им приходится вести борьбу против какого-нибудь другого класса; в остальных отношениях они сами враждебно противостоят друг другу в качестве конкурентов». Так вот у промышленного пролетариата относительно наименьшее количество причин противостоять друг другу в качестве конкурентов. В этом смысле пролетариат куда более един, чем всяческая мелкая буржуазия вплоть до такой низшей и зачастую беднейшей категории, как полутрадиционное крестьянство - под полутрадиционным крестьянством я понимаю традиционное крестьянство, включённое в систему капиталистического рынка.
Есть и еще один момент, который отличает рабочих от, например, офисных служащих, которых по ряду важных параметров можно было бы включить в пролетариат. Этот момент подметили английские социологи - марксисты. Речь о так называемой траектории социального роста. Офисный служащий, хотя бы в желаниях и намерениях, это будущий топ-менеджер. И если уж не топ-менеджер, то начальник отдела, подразделения и т.д. В отличие от рабочего, который и в перспективе остаются рабочим, пускай и высокой квалификации.
Тут в некотором смысле такое же отличие, как между рядовыми - солдатом и рядовым - курсантом. Хотя, конечно почти каждый курсант станет офицером, а офисный работник станет топ-менеджером с весьма низкой вероятностью. Но социологи, изучавшие эту категорию определили, что молодые люди идут в офисные клерки и соглашаются на заработную плату меньшую, чем получают даже начинающие рабочие в промышленности именно в расчете на рост. В рамках общественного сознания это претворяется в представления о неком более высоком социальном уровне работы в офисе в сравнении с работой в цеху.
Поэтому, как ни удивительно даже начинающий нищий клерк чаще ассоциирует себя с господствующим классом, а не с классом, эксплуатируемым. Таким образом им куда сложнее осознать свое реальное классовое положение и классовые интересы (ведь и на самом деле топ менеджерами из сотен тысяч станут практически единицы), чем промышленным и даже сельскохозяйственным рабочим.
Сразу скажу, что эти выводы сделаны в результате исследования данного слоя в Англии, но по моим собственным наблюдениям, у нас ситуация такая же.
Именно поэтом вздорен балаевский подход, гласящий, что сейчас коммунисты должны опираться на «офисный пролетариат».
2. На втором месте я расположил уровень эксплуатации трудящихся. Причем применительно к России можно говорить о росте эксплуатации в рамках в целом низкоэффективной экономики. Следствием такого положения является факт стремительного, видимого и осознаваемого трудящими ухудшения их материального положения. Тут нужно обратить внимание на то, что в современной ситуации рост эксплуатации обусловлен объективными причинами, а не личными качествами конкретных буржуев. Конкурентная борьба обостряется, причем и на международном уровне, что и заставляет капитал выдавливать из трудящихся все, что можно. При этом каждый следующий акт ужесточения эксплуатации, который трудящиеся «съели» развязывает руки буржуев для скорейшего усиления и ускорения процесса ужесточения эксплуатации. Просто нужно понимать - они не остановятся никогда, ибо они - прорва. Вернее сказать, прорва - сам буржуазный, капиталистический порядок жизни. Собственно, известные события на Камчатке вполне подтверждают.
Дело в том, что буржуи воспринимают все эти действия - массовые увольнения, преследование недовольных и в первую очередь рабочего актива, как свое право. И это на самом деле есть их право - право частной собственности в обществе, где частная собственность «священна». Они вполне ощущают свое право защищать свою частную собственность с оружием в руках - в руках у полиции, охраны и т.д. А поскольку даже простая рабочая забастовка есть покушение на право частной собственности, совсем не долго ждать, когда оружие будет применено (не втихаря в индивидуальном порядке - так оно уже применяется, а массово и гласно).
3. И последнее, по месту, но не по значению, это теория. Осознать свое классовое положение на базе своего отношения к средствам производства (то есть по существу, а не «нам несправедливо недоплачивают») можно только глубоко понимая марксистскую теорию. Без этого рабочие - и это нам демонстрирует история - не идут дальше экономических требований - представлений о «несправедливости» и «недоплачивают». И тут велика роль представителей интеллигенции коммунистических убеждений, историческая обязанность которой заключается в том, чтобы помочь рабочему классу усвоить марксизм, весьма сложную и глубокую теоретическую систему.
Все это я писал для того, чтобы показать. Любое пассивное ожидание появления классового самосознания у рабочих, с которым потом можно будет работать, есть по сути саботирование своей исторической миссии левой интеллигенцией.
рабочий класс,
Классовое самосознание,
марксизм,
интеллигенция