Творчество

Jul 15, 2012 14:39


В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является, как мы помним, игра, причем игра совершенно особенная - свободная, спонтанная, и конечно, творческая.
В этом возрасте понятие игры и творчества настолько тесно переплетены между собой, что их невозможно, да и не нужно разграничивать, а можно только одобрять, всячески поддерживать и стараться поменьше вмешиваться.

Творчеством мы считаем не только такие стандартные занятия, как рисование, лепка или аппликация, но и совершенно неописуемые варианты, когда ребенок увлеченно творит из всего, что под руку подвернется.

Ребенок от природы УЖЕ является творческим существом, другое дело, что нам не всегда удается это заметить и увидеть в кажущемся безобразии тот самый творческий порыв, которого мы так ждали.

Вот несколько советов для родителей о том, как создать для ребенка творческую среду - то есть пространство и атмосферу, которые будут способствовать проявлению творческих способностей ребенка.


1. Свободный выбор.

Невозможно испробовать все виды творчества на свете, поэтому вполне достаточно начать с самых распространенных в нашей культуре. Также совсем не обязательно приобретать десятки различных материалов сразу, лучше делать это постепенно.

2. Ориентация на процесс.

Это крайне важный психологический момент для родителей: заранее смириться с мыслью, что ребенок не преподнесет нам шедевр, а просто проведет время с удовольствием, пробуя новые материалы и варианты их использования. И, конечно, быть готовыми к основательной уборке после этого крайне творческого процесса.

3. Самостоятельность творчества.

Мы стараемся не навязывать ребенку готовые образы и собственные представления о том, как следует использовать материалы, что и как изображать. Важно даже на самом первом этапе знакомства с материалами позволить ребенку полностью самостоятельно испробовать их в деле, изучить свойства и варианты манипуляций с ними. Идея о том, что именно соорудить, также должна принадлежать ребенку.

4. Обучение технике.

Родителям стоит действовать по ситуации - иногда действительно требуется предложить ребенку помощь, а иногда, наоборот, мягко отказать, подбодрив и мотивировав его к самостоятельным действиям. Лучше, если какие-то технические моменты - например, правила пользования ножницами или клеем, взрослые покажут не на детской работе, а на отдельном образце. Не стоит обучать приемам работы с самим материалом в дошкольном возрасте, потому что хотя это и помогает улучшить технику, но губит творческую самостоятельность.

5. Творчество по расписанию или без?

Настоящее творчество невозможно организовать по расписанию, для спонтанного творческого процесса необходимо совпадение двух факторов - вдохновение ребенка и доступность материалов. Поэтому хорошо, если у родителей есть возможность организовать творческую среду вокруг ребенка, чтобы материалы не были запрятаны в самый дальний ящик, а находились всегда под рукой.

6. Как пробудить вдохновение.

Иногда ребенку требуется помощь взрослого, чтобы подтолкнуть его к воплощению какого-либо образа. Мы можем сделать это, разбудив воспоминания ребенка о прочитанной сказке или приснившемся сне, о ярком событии или необычной встрече.

7. Применение результата.

Когда творческий процесс закончен, будет правильным подчеркнуть полученный результат. Можно выделить место для выставки самых удачных работ и время от времени заменять их на более свежие. Если же ребенок еще слишком мал для того, чтобы выполнить полностью законченную работу, взрослый вполне может помочь придать ей завершенный облик, например, путем создания коллажа из рисунков или превращения рисунка в обложку для книги, открытку для родственников и т.д.

8. Творчество как общение.

До 8-10 лет нет смысла учить ребенка изображать предметы окружающего мира «правильно» - с соблюдением пропорций, цветов, реалистичных ситуаций. Всему свое время. В дошкольном возрасте творчество является одним из самых доступных средств для коммуникации с ребенком, ведь именно посредством творческого процесса ребенок раскрывает взрослому свой внутренний мир. Творческий процесс поможет узнать о скрытых страхах и проблемах ребенка, позволит обыграть любую жизненную ситуацию.

9. Творчество как игра.

Можно только одобрить попытки ребенка поиграть с результатом своего творчества! Это чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - осознание того, что он сам способен создать игрушку и использовать ее для реализации своих игровых задумок.

10. Творчество в коллективе.

На занятиях в группе ребенок волей-неволей учится ориентироваться на запрос учителя, а также сравнивать свои творения с чужими, старается соответствовать общепринятым стандартам изображения предметов, а значит теряет возможность реализовать собственные замыслы и творить свободно и спонтанно.

11. Творчество как совместная деятельность.

Любая деятельность ребенка может быть мотивирована только активным личным примером родителей. Поэтому и на этот раз предлагаем начать с себя - найти в себе силы и реализовать свои собственные творческие замыслы. Творчество может быть во всем, оно настолько многогранно, что может быть реализовано практически в любой сфере деятельности: чинить мебель, сажать растения, готовить, строить замки из песка, рисовать на запотевшем стекле и сотни других занятий, которые пробуждают жажду к активному преобразованию мира.

теория, творчество

Previous post Next post
Up