Читаю Ненси Мак-Вильямс, "Психоаналитическую диагностику".
Она в разделе про личностей с психотической организацией описывает случай:
"Например, молодой человек, с которым я проводила краткосрочную терапию по поводу психотической реакции на смерть его отца, признался, что иногда ему казалось, что он превращается в отца: его Я умерло и отец занял его тело.
Он видел повторяющиеся сны, в которых его преследовали монстры, которые превращались в его отца и пытались убить его, и он был в ужасе от того, что мертвый человек, который при жизни был трудным и пунитивным (от punish - наказывать) родителем, был способен из могилы захватить его тело.
Я заверила его, что это естественная, хотя и не всегда сознательная фантазия, свойственная испытавшим потерю людям, и что он может быть уверен, что эта фантазия оставит его по мере прохождения периода скорби.
Я объяснила, что его уверенность, что отец поселился в его теле, является выражением множественных естественных реакций на смерть родителя.
...
Такой активный образовательный подход жизненно важен для эмоционального равновесия психотически тревожного человека, поскольку снижает ужас от предположения, будто человек сходит с ума."
Как видите, вполне типичный случай общения с неушедшими через завесу миров интерпретируется по-разному представителями религии, психологии (и разных ее направлений) и мистиками.
Что важно, так это описание этого пугающего опыта в разделе "прикосновения к бездне", свойственному в целом для психотических пациентов (или переживающих такой опыт).
Принесет ли пользу психологический подход в таком случае? И да, и нет. Поскольку прямо повлиять на ситуацию аналитик не может (и не признает реальность взаимодействия после смерти, вообще существования души), то все, что остается - укреплять веру пациента в себя, повышать его стабильность и улучшать, тем самым, защиту, отделяющего содержимое, вытесненное в бессознательное.
Со временем, возможно, душа отца уйдет. Когда это случится, и насколько в течении этого периода пострадает здоровье данного молодого человека - вопрос открытый.
С другой стороны, исчерпывающе на эту тему высказался Роджер Желязны в романе "Творец Снов", где врач-психотерапевт имеет дело с абсолютно реальными для своих пациентов образами, воплощением их кошмаров.
В какой-то момент, когда его цельность была разрушена, он сам оказался в их власти...
Вопрос в том, являются эти объекты "реальными" или нет - и есть ли на него один-единственный ответ?
Полагаю, тем, кому удобнее придерживаться атеистической картины мира, сводят все к ВНД (продуктам высшей нервной деятельности, электрической активности головного мозга...). Другие, как последователи Юнга, допускают существование объективно отдельной над-человеческой реальности со своими могущественными силами, которые проявляются в человеке и могут бороться в нем.
Мистики же просто знают о тонких планах, энергетическом устройстве человека и его взаимодействии с другими людьми и существами, и вполне успешно регулируют эти процессы.