Как вы отличаете регулярный парк от леса? В лесу растения живут своей жизнью. А в регулярном парке растения больше напоминают дрессированных зверей. В парке растения живут так, как хочется садовнику. А садовник, соблюдая некоторые принципы получения эстетического эффекта, управляет зелёной средой. Следит за формой всего массива и каждого растения в одельности. Создаёт красивый ансамбль.
Трудно сказать, кто за всю историю Омска управлял процессом озеленения. Мне видится, что процесс больше напоминал стихийные волны.
Один из таких ярких примеров - Любина роща. Посадка деревьев была произведена по приказу генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда на правом берегу реки Омь между современными улицами Ленина и Партизанской. Названная по имени покойной жены Гасфорда, роща долгие годы являлась местом гуляния и отдыха омичей, а впоследствии дала неофициальное название Чернавинскому проспекту (Любинский).
1862 год
Но не каждый губернатор и городничий инициировал зелёное строительство. Поэтому процесс озеленения почти не двигался. Пустыри использовались в качестве базарных площадей или военных плацев. Чтобы насладиться красотами природы, состоятельные горожане выезжали за город, на дачи. А жившему на земле горожанину, имевшему небольшой приусадебный участок, хоть бы зеленушку какую на грядке вырастить. Яблони в Сибири до начала 20 века не росли. Трудно было представить розы или даже пионы. Помидоры на грядках самой известной омской купчихи Шаниной появились только после 1905 года...
Всё это говорит о том, что до появления в Омске таких подвижников, как Комиссаров и Гензе, процесс озеленения шёл ни шатко, ни валко. Даже если деревья высаживали по какой-то схеме, их редко обслуживали. Видимо, сказывалась степная специфика. Уже то, что дерево здесь выросло, было уже достижением. Поэтому принцип был такой - чем больше, тем лучше. Главное, чтобы растения были толще, выше, шире.
Что-то похожее на уходы замечается годов с 1950-х, когда уже был создан какой-то маломальский зелёный каркас. Количество постепенно стало перерастать в качество. Стал расширяться ассортимент посадок. Стали появляться цветники изощрённых форм. Стали формировать кроны деревьев. Всё-таки, ещё не было широких проспектов и бульваров. А на старых улочках было тесно. И деревья их ещё больше теснили.
Это ещё были времена, когда деревья высаживали люди. Так ровесница века, ветеран телефонно-телеграфной станции, рассказывала мне, как в 1944 году она с другими работниками предприятия участвовала в закладке сквера на месте базарной площади. Сейчас мы знаем это место отдыха с фонтаном, как Сквер Дзержинского.
В 1950-1960-х город активно строился. В центре сносились домики, улицы расширялись. Какое-то время даже на таких магистралях, как пр. Маркса и ул. Масленникова в качестве раздельной полосы были цветочные клумбы. А пр. Мира от Кристалла до райисполкома стал настоящим бульваром. Немудрено, что к концу 1960-х Омск получил статус города-сада. И хотя некоторые источникик утверждают, что озеленение начало приходить в упадок в 1990-е годы. Падение началось раньше, как отражение застоя во всех сферах экономики СССР. Я бы сказал, что уже с 1980-х парки стали приходить в упадок. Деревья стали перерастать. Повсюду стал бесконтрольно сеяться ясенелистный клён, заросли которого в считанные годы превращали пустыри в непролазные джунгли. К сожалению, неразборчивые горожане всё это считали благом. А теперь болезненно воспринимают возвращение к парковой культуре.
Деревья, которые бесконтрольно росли 40, 50 или даже 60 лет приходится укорачивать (топпинг) или даже выпиливать. Приходится сносить деревья там, где их никто не садил, где они выросли как сорняки и растут вкривь-вкось.
А теперь посмотрите фотографии одного и того же места. Это прихрамовая территория возле Свято-Никольского собора от начала 1900-х до 1990-х. Я упоминал это место,
рассматривая аэрофотосъёмку 1919 года.
Источник фотографий - сайт
https://pastvu.com/ps?f=r!284_s!5 1903 год
1908 год
1909 год
1910 год
1930 год
1932 год
1955 год
1958 год
1990 год