Джамалудин Афгани

Jun 20, 2016 20:05

Джамалудин Афгани (1839-1897) идеолог мусульманского реформизма, пытавшегося дать адекватный ответ на вызовы Запада за счет пересмотра или отказа от некоторых положений Ислама.
С другой стороны, считается идеологом панисламизма, т.е. он выступал за объединение всех мусульман.

Первая реформаторская мысль в исламе появилась совсем недавно в лице Джамалудина Аль-афгани (1839 - 1897). Но и она не получив трансгрессивного развития конверсировалась (превратилась) в панисламизм и частично - панарабизм. И ведь нельзя сказать, что реформаторские идеи Аль-Афгани, как и его личность не пользовались в исламском мире популярностью. Напротив, он и его идеи были весьма популярны, но облачены они были в примитивную и заведомо нереализуемую дискурс-концепцию «объединения мусульманских народов и стран против европейского владычества». Ни ему, ни его последователям недоставало научно-академических знаний по философии, чтобы трансгрессировать развития исламского мира.

Нет ничего хуже межэтнических конфликтов, войн, когда человека истребляют лишь за то, что он принадлежит к определенной нации, это есть куфр и джахилия, от которой уберег нас ислам. Как правило делить людей по национальной принадлежности свойственно людям с талмудическим складом ума. Но справедливости ради хотелось бы заметить, что есть и еще такое понятие как самоидентичность, еслиб не было национализма(в хорошем понимании этого слова), то тогда бы не было разных культур, цивилизаций, а Аллах всех нас создан разными, например насчет национализма, то есть такой термин таасаб. Ибн Халдун дает ему такое определение: "таасаб - это такая жизненная сила, с помощью которой Аллах формирует народ, определяет место его проживания и укрепляет его основу. Это всеобщий дух, который определяет облик и образ жизни нации. Стойкость и совершенство каждой нации зависит от степени солидарности людей. Как только сила притяжения между людьми ослабевает, тут же все племенные связи слабеют и все строение нации рушится. И как только солидарность слабеет, Всевышний лишает людей радости и отдаляет их от себя. И тогда вмешательство чужеземцев усиливается, и племя оказывается на краю гибели, если только Аллах не смилуется и не возродит в нем былой дух солидарности, чтобы спасти его."

Джамалудин Афгани же пошел дальше Ибн Халдуна. Он предложил различать три степени таассоба (групповой солидарности). Первая - иттидаль (умеренная), наиболее совершенная: умеренный национализм, патриотизм. Вторая ифрат (максимальная), которая соответствует крайнему национализму, шовинизму. По убеждению Афгани именно эта радикальная степень была осуждена Пророком (мир ему) за проповедь расового и этнического превосходства, указавшего: "Тот, кто приглашает к ассабийа, не из нас". И наконец третья ступень - тафрит (минимальная), при которой групповая солидарность ослабевает, этнонациональные и родственные связи разрушаются и племенное общество или нация оказывается беззащитной перед лицом чужой агрессии. По убеждению Афгани, если принцип групповой солидарности применять в обществе в ее умеренной, совершенной форме, то это лишь придаст импульс объединению общества в единую нацию. Это же касается и религиозных отношений, когда движимые религиозными чувствами люди помогают друг другу, выступая единым сплоченным фронтом.



Памятник из черного мрамора Джамалудину Афгани в Кабуле
Previous post Next post
Up