Этот текст носит двоякий характер. С одной стороны, он - очень личная история. С другой - попытка описать явление общественное, для Беларуси, белорусского самосознания и самоопределения крайне важное. Мало востребованная в последнее время форма эссе здесь подходит как нельзя лучше. Всё, что будет сказано мною ниже - только личный опыт и основанное на нём личное мнение. Но, так как персона моя за последние два года стала часто появляться
в прессе, и, следовательно, может претендовать на некую общественную значимость, то и мнение моё может быть кому-то интересно. Подробнее обо мне и моих разработках интересующиеся могут прочитать, например, на моём
сайте.
Введение понятия
Явление, о котором пойдёт речь, я назвал интеллектуальным дебилизмом. Противоречие, заложенное в основу этого понятия, как мне представляется, составляет одну из существенных черт культурной и научной жизни нашего общества последнего времени. Интеллектуалы, призванные производить и развивать идеи для всех остальных членов социума, добровольно либо по велению моды, занимают слабую позицию и оказываются дебилами (от лат. debilis - «слабый», «немощный»). Продолжая при этом играть роль, традиционно исполнявшуюся интеллектуалами, они навязывают свою слабость и свой дебилизм обществу в целом. Функция продуцирования и развития идей низводится до уровня создания сплетен, в основе которых лежат уже не факты и не анализ, но домыслы и болезненное желание дебила самоутвердиться в своей слабости, что оказывается единственно возможным за счёт принижения другого. Я не буду много говорить о причинах и опасностях подобной тенденции, но только опишу её проявление и некоторые особенности на примерах. Их за последнее время я увидел множество, но один как бы собирает всё воедино.
Навязчивый пример
Два года, с тех пор как я вернулся в Беларусь и веду здесь свой бизнес, меня в буквальном смысле преследует известный в стране информационный портал Onliner. Статья за статьёй из меня пытаются сделать то безумца, то лжеучёного, то вора. В последний раз они выпустили такого рода
публикацию в сентябре 2018, прямо в день открытия
международной выставки рельсового транспорта в Берлине, где я представлял уникальную не только для Беларуси, но и для мира разработку - рельсовый электромобиль семейного типа, на 6 человек, способный разгоняться до 500 км/ч. Не стоит и говорить, что
премьера была омрачена. Ряд других «совпадений» делает, по крайней мере лично для меня, очевидным заказной характер этих выпадов со стороны прессы. Но в контексте данного эссе меня интересует другое: их социокультурная, интеллектуально-дебильная сторона, в последней сентябрьской статье представленная предельно широко, так, что она даже позволяет составить впечатление о распространении исследуемого феномена в разнообразных сегментах общества, а не только в контексте редакционной политики портала. Кроме того, модель смыслообразования, представленная в этой статье, является идеальным типом для интеллектуального дебилизма и даёт возможность выделить ряд наиболее существенных установок, свойственных этому культурному явлению.
Скриншот заголовка и содержания статьи Onliner , о которой идёт речь. Далее по тексту я буду осуществлять анализ явления интеллектуального дебилизма согласно пунктам содержания.
Установка № 1: Не действовать без одобрения авторитета, но и не ставить авторитет под сомнение
Что в первую очередь интересует дебильного интеллектуала (в данном случае представленного журналистом портала), исследующего тот или иной объект (в данном случае мои разработки в области транспорта)? Его интересует мнение авторитетов. Почему? Потому, что слабость всегда ищет опоры, что вполне естественно. Но в современных белорусских реалиях такая попытка оказывается проблематичной, так как в качестве авторитетов выбирают других, таких же как и сам журналист, интеллектуальных дебилов. Именно такое мнение сложилось лично у меня после продолжительного опыта общения с представителями Академии наук и не такого продолжительного, но зато куда более яркого опыта общения с профессором, к высказываниям которого обращается портал. Всего несколько воспоминаний и наблюдений на этот счёт снимают флёр раз и навсегда.
Заместитель председателя Академии наук, увидев одну из первых созданных мной машин
на выставке в Минске в 2016 году, очень положительно высказался на её счёт в книге отзывов. Но после, то ли с кем-то посоветовавшись, то ли просто отойдя от восторга интеллектуала и вернувшись в типичное состояние чиновника от науки, звонил и просил вырвать страницу с его отзывом.
Вот этот отзыв, я не стал вырывать страницы. Как видно, реальные впечатления несколько отличаются от официальных - крайне осторожных, со множеством оговорок.
Затем, когда по поручению сверху в стенах Академии собрали некий экспертный совет, перед которым я выступал с докладом, перешедшим в продолжительную дискуссию, двое докторов наук, директоров институтов, делились мнениями о моём выступлении друг с другом: "Что-то Юницкий много формул пишет. Наверное, обмануть нас хочет". В обсуждении же все эти доктора наук (несколько десятков человек) не задали ни одного вопроса по существу технологии, который бы по уровню как-то отличался от тех вопросов, что задавали мне пионеры младшего школьного возраста, когда я по приглашению руководства лагеря Артек, рассказывал им о струнном транспорте. С технической точки зрения отвечать на их вопросы было очень легко, с моральной - невыносимо тяжело. В самом деле, мало что способно опечалить больше, чем слабость авторитета. Трусость учёного - это такое же проявление этой слабости, как несправедливость судьи или безвольность высокопоставленного чиновника, это и есть интеллектуальный дебилизм.
Фрагмент дискуссии, последовавшей за моим выступлением. К сожалению, удалось записать вопрос только в аудио формате, но и этого достаточно, чтобы оценить уровень интеллектуальности. Учёный явно плохо понимает о чём говорит, не только относительно струнного транспорта, но и относительно обычной железной дороги: путает проблему растяжения с проблемой сжатия, что не мешает ему выступать в качестве эксперта.
Но, однако, профессор московского института транспорта, высказывания которого были опубликованы в разбираемой статье для белорусских читателей, превзошёл даже отечественных академиков, помимо общей тенденции слабости, продемонстрировав ещё и полнейшую профессиональную непригодность. В его действиях находит отражение одна особенная и, вместе с тем, принципиальная черта интеллектуального дебилизма - неспособность признавать свои ошибки, готовность пойти на всё и даже на то, чтобы не обращать внимания на очевидные факты, с одной лишь целью - доказать свою правоту. Этот профессор когда-то сделал заказную отрицательную экспертизу моих разработок, причём за деньги, оформив это как «научно-исследовательскую работу». Как это бывает, практика мнение "эксперта" опровергла. Однако "эксперт", в силу своей слабости, читай дебилизма, с практикой не согласен. Эту же черту, кстати, демонстрирует и портал, публикующий подобный позор профессора, который, однажды начав, с настойчивостью идиота, с одержимостью ярко выраженного интеллектуального дебила, продолжает в течении 12 лет, очернение моего проекта, несмотря на все его очевидные успехи.
Для тех, кому интересно вникнуть в тему критики моего проекта со стороны упомянутого профессора, даю две ссылки:
1. Видео, где он вспоминает свой отчёт по моему проекту и «критикует» мои разработки с позиций ярко выраженного интеллектуального дебилизма:
Click to view
2. Видео, где я подробно разбираю эту «критику» со стороны профессора и, на примере её, наглядно показываю, что такое интеллектуальный дебилизм:
Click to view
Установка № 2: Анализировать объект, исходя не столько из его реальных свойств, сколько из собственных представлений об этих свойствах, основанных на самостоятельно вымышленных характеристиках анализируемого объекта
Интеллектуальные дебилы никогда не сознаются в том, что могли ошибаться. Для этого они слишком слабы - это мы выяснили. При этом они будут ошибаться в большинстве случаев, так как при изучении объекта основываются не на реальных свойствах этого объекта, но на своих представлениях о нём, то есть на своих не-знаниях, что тоже есть черта слабости и трусости. Говорят же, что у страха глаза велики, под чем имеют в виду то простое обстоятельство, что слабый трусливый человек не способен увидеть что-либо, с чем впервые сталкивается, таковым, каково это нечто есть само по себе. По этой причине интеллектуальный дебил-журналист, всю жизнь писавший, например, о мобильных телефонах, подошёл к рассмотрению созданного мной транспорта с точки зрения того, что он (о, ужас!) не сотовый телефон, а потому работать не может и вообще, скорее всего, является надувательством. Точно так же и профессор института транспорта - железнодорожник - увидел в моих разработках всего лишь не-железную-дорогу, в которой (о, ужас!), нет шпал, поэтому выводы сделал те же, что и журналист. Интеллектуальные дебилы и впрямь выполняют функцию, традиционно приписываемую интеллектуалам - дают остальной части социума новые смыслы, которые, однако, вынуждены проходить через их индивидуальную ограниченность и на выходе трансформироваться во что-то совершенно уродливое и нежизнеспособное, как это и произошло с их оценкой струнного транспорта.
Установка № 3: В ходе анализа разделять объект рассмотрения на части, не замечая общего
Проходя сквозь мясорубку интеллектуального дебилизма гибнут самые лучшие идеи. Дебилы разбирают эти идеи на мелкие части, и, за получившейся кучей, уже не способны увидеть утраченного целого. Это извращение, сродни педерастии (о чем будет сказано мной в следующем эссе) и деструктивизм. Эта черта современных интеллектуалов отчётливо видна и в публикациях портала, и в цитируемых им выступлениях профессора. Всё упирается в какие-то частности и перечисления без выводов. Так, о развитии моей белорусской компании ЗАО «Струнные технологии» портал говорит, что, мол, «собирались строить в Индии, Индонезии, Перу и т. д., а теперь собрались строить в ОАЭ». Дебилы выпускают из виду два обстоятельства: качественное и количественное, а точнее, момент перехода одного в другое. Тут сказывается черта, состоящая в склонности бессистемно делить, и не позволяющая увидеть, что работа в Индии и других странах привела к появлению возможности выхода на рынок ОАЭ. Как не могут они увидеть и того качественного отличия, какое есть в уровне контактов, сотрудничества и перспектив в ОАЭ, по сравнению с другими регионами. Это же делает журналист и с упоминанием ряда положительных публикаций в СМИ, который (ряд) картины в целом не отражает. И, точно так же, профессор, взяв три характеристики транспортной системы из десятков, делает вывод о несостоятельности системы по одной из них. Это и есть ещё один важный признак рассматриваемой слабости - трагедия ребёнка, способного разобрать игрушку, но не способного собрать её. Выходит, игрушка плохая, или кто-то виноват, кто-то, но не сами дебилы. Мы же помним: они не способны признавать свою неправоту. Это, кстати, делает их ещё более внятными для большинства, потребляющего создаваемые ими винегреты смыслов-сплетен, и определяет ещё одну их важную установку.
В качестве иллюстрации уровня деловых контактов в ОАЭ, отмеченных в статье Onliner, привожу короткое видео с презентации моих разработок наследному принцу Дубая и эмиру Шарджи.
Click to view
Установка № 4: Объяснять всё, исходя из точки зрения посредственности
Запутавшиеся в обилии смыслов потребители дорого готовы заплатить за право не разбираться ни в чём до конца и правоту в любой ситуации. И то, и другое интеллектуальные дебилы с готовностью предоставляют. Во-первых, за счёт привычки всё делить на частности без ориентира на общее, что показано выше. Во-вторых, за общее (свято место пусто не бывает) беря то самое низменное простое и понятное, что уравнивает всех на уровне посредственности. И журналист, и профессор, делают это, по сути, называя меня мошенником. Первый, к тому же, добавляет к этому образу моё фермерское хозяйство, которое я якобы строю за счёт инвесторов, чтобы там безбедно жить самому и поселить свою семью. Здесь всё сходится воедино и другая картина - мои настоящие намерения, цели и интересы - уже никого не интересуют.
Не интересно интеллектуальным дебилам, что фермерское хозяйство финансируется из моих личных средств (доходов, с которых уплачены налоги, которые и позволяют мне делать это) и что эти средства идут, в том числе, на оплату работ, выполняемых ЗАО «Струнные технологии», в котором я являюсь соучредителем. Ну и, конечно, интеллектуальным дебилам совсем неинтересно, что территория фермерского хозяйства - это не столько доходные земли (они сами по себе убыточны), сколько лаборатория по отработке сложного комплекса создаваемых мною инновационных агро- и биотехнологий, в частности реликтовой плодородной почвы из растительности, произраставшей сто миллионов лет назад, то есть из угля. Об этом журналист не говорит ни слова, так как это выше уровня посредственности, выходить за который для интеллектуального дебилизма является своеобразным табу.
Обобщение и систематизация
Про последнюю часть статьи - интервью с бывшим сотрудником моей компании - я скажу лишь вскользь, так как принципиально это относится к ориентации рассматриваемого подхода на посредственность. Я знаю, что это за сотрудник, какой ущерб, и не только имиджевый, он нанёс нашей компании, мне и нашим инвесторам. Я подал на него заявление в прокуратуру, и он за защитой, то есть с очередным доносом, побежал уже в КГБ Беларуси. На мой взгляд, сам он к интеллектуальным дебилам не относится, но, вероятно, относится к посредственностям. В итоге, его можно исключить из числа опасностей и отнести к числу жертв интеллектуального дебилизма. Относительно же непосредственного предмета рассмотрения моего эссе - на примере указанной статьи и высказывания профессора можно составить некий набросок портрета интеллектуального дебила в его смыслообразующей деятельности.
Для интеллектуального дебила свойственно:
- Не действовать без одобрения авторитета, но и не ставить авторитет под сомнение
- Анализировать объект исходя не столько из его свойств, сколько из собственных представлений об этих свойствах, основанных на собственных ограниченных знаниях и опыте
- В ходе анализа разделять объект рассмотрения на части, не замечая синергии от соединения этих частей в анализируемый объект
- Объяснять всё исходя из точки зрения посредственности, то есть - собственной глупости
- Не быть способным признавать собственную неправоту, стоять на своём до последнего - вопреки всем доводам практики, здравого смысла и общедоступных знаний
Таким образом, в интеллектуальном дебилизме собрано воедино всё самое отвратительное, что только может ассоциироваться с деятельностью духа на стадии его вырождения: несамостоятельность, неспособность к вниманию, ограниченность, посредственность и безответственность. Всё же, что относится к интеллектуальной деятельности в классическом понимании и является противоположным по отношению к приведённым установкам, для интеллектуального дебила не свойственно. В этом, а также в чрезвычайно широком распространении интеллектуального дебилизма, произошедшем за последнее время, состоит большая опасность для общества, о которой хочется сказать несколько слов отдельно.
Итоговые замечания
Рассмотренное явление - на 100 % порождение общества потребления. От продукта интеллектуальной деятельности, как и от любого другого продукта, стали требовать простоты, доступности, возможности серийного производства и продажи. Спрос рождает предложение. Поэтому общество потребления способно вырабатывать и потреблять только такой простой и понятный всем продукт. И можно было бы оставить всё как есть, если бы не чрезвычайно важная роль, которую интеллектуалы всегда играли в развитии общества. Именно они призваны направлять это развитие. Если эту нишу занимают мимикрировавшие под интеллектуалов дебилы, то такое общество будет обречено. Дебилы, как в приведённом уже сравнении с детьми, разберут игрушку-мир на части и не смогут сложить её вновь. Мир будет потерян и потребители погибнут от тех продуктов, которые они с таким удовлетворением потребляли, но эта гибель - отложенная, и необходимо иметь настоящий интеллект, чтобы это осознать.
Жизненно важно для всех нас опомниться, пока ещё есть возможность, а я уверен в том, что не всё ещё утрачено. Потребитель сам устал от созданного им монстра интеллектуального дебилизма. Повсюду чувствуется голод по смыслу. Я вижу это по реакции окружающих, чем и побуждено написание данного эссе, хотя мысли, изложенные здесь, уже давно стали моими спутниками. В арабском мире мои идеи, оболганные интеллектуальными дебилами на Родине, приняты с воодушевлением. Меня приглашают к себе первые лица государства, выслушивающие мои слова с тем трепетом, с каким ученики слушают учителя. Недавно я неожиданно для себя был удостоен Словацкой Премии мира. Но самую большую уверенность внушает то, что в числе наших инвесторов уже более 300 тысяч человек - не только где-то там, но и здесь, рядом, где, казалось бы, пророка быть не может. Эти люди, которых я вижу повсюду, не воспринимают поверхностных смыслов, порождаемых интеллектуальными дебилами, или же ищут смыслов более глубоких, чем этот ширпотреб. Я знаю, что инвестировать в мою технологию решились, в основном, лишь те, кто нашёл время и силы внимательно изучить её, ознакомиться с книгами и статьями, задать вопросы и получить ответы на них. Вместе мы уже сделали то, что большинству казалось невероятным.
Опыт объединения людей в рамках проекта SkyWay свидетельствует о том, что противостоять интеллектуальному дебилизму пока ещё возможно. Для этого достаточно выбирать цели за пределами того скудного прилавка, который предлагает нам общество потребления, и иметь мужество двигаться к их достижению, полагаясь только на собственные силы и собственный интеллект.