В результате промышленной революции середины XX века и урбанизации стоимость аренды земли в историческом центре Нью-Йорка - острове Манхэттен взлетает «до небес», вынуждая фабрикантов искать помещения на окраинах города. Жизнь пустующим, «престарелым», предназначенным под снос заводским помещениям продлили отвергнутые «целомудренным» обществом пятидесятых художники, музыканты, писатели, несостоявшиеся актёры - все, кто протестовал против существующей в те времена американской действительности.
В 1962 году один из самых эпатажных и противоречивых людей своей эпохи, да и всего XX века Энди Уорхол снимает пятый этаж одного из таких «аварийных» домов Манхэттена. Помещение, названное «Фабрикой», служило прибежищем для творческих людей самых разных мастей - от никому не известных наркоманов до таких знаменитостей, как Дэвид Боуи, Джим Моррисон, Мик Джаггер. Даже Сальвадор Дали бывал в студии Уорхола. Чем же примечательна «Фабрика»?
Знаменитая «Фабрика» располагалась на мансардном этаже здания, которого на сегодняшний день не существует:
Сказать, что дизайн помещения был странным - значит не сказать ничего. Главной отличительной чертой лофта были голые кирпичные стены, выкрашенные серебряной краской и потолок, покрытый фольгой. К такому дизайну«Фабрики» приложил руку друг Уорхола художник Билли Нэйм, тоже весьма колоритный персонаж своего времени. Обилие серебряного и породило название целого периода в творчестве художника - «Серебряной Эры» (1962-1968), времени безграничной свободы, сексуальной революции, увлечения наркотиками и алкоголем.
Вторым значимым элементом дизайна «Фабрики» было фактическое отсутствие нормальной стационарной мебели - всё в помещении было предназначено для постоянных перемен, что было отражением противоречивого характера самого Уорхола, он постоянно что-то начинал и забрасывал, а также забывал вчерашних друзей. Сам художник считал дизайн студии отражением американского общества - внешне блестящего и совершенно пустого внутри.
На «Фабрике» собиралось множество людей, постоянно создававших новые музыку, картины, фильмы - здесь было разрешено в буквальном смысле всё:
В 1968 Уорхол съезжает с предназначенного под снос здания «Фабрики». В начале 70-х на Манхеттэне становится всё меньше таких прибежищ для людей современного искусства, на месте старинных зданий возводят офисные центры и небоскрёбы. Но всё же традиция создания студий-лофтов среди наиболее эпатажных личностей Нью-Йорка жива до сих пор.
Одно из последних фото Уорхола в уже порядком обветшавшей«Фабрике», 1968:
Лофт-студия дизайнера Митча Альфуса достойна называться продолжательнецей дела «Фабрики». Альфус, именуемый также "Королём Кожи", - создатель одежды в стиле глэм-рок в 70-80 годах прошлого века, а также глава компании Libra Leather. Его нью-йоркский лофт действительно уникален, он более похож на какой-то музей, нежели на рабочую студию:
Всюду разбросаны разнообразные неожиданные мелочи, складывается впечатление, что девизом Альфуса при создании лофта был «Собрать самый необычный хлам со всего Нью-Йорка». Массивные деревянные столы, сундуки вместо стульев, разноцветные ширмы, нестандартные стулья и кресла - такова мебель, находящаяся в помещении:
На рабочем месте царит типичный для творческого человека хаос:
Многие элементы студии непосредственно связаны с делом жизни Альфуса - повсюду кожа, меха и чучела животных. Это по-настоящему уникальное помещение обладает необыкновенной атмосферой, особой магией. В таком лофте действительно хочется творить, ощущая себя вне времени и пространства, вдалеке от шумных нью-йоркских улиц:
Лофт фотографа Арне Свенсона и дизайнера Чарльза Буркхальтера также несёт неизменный отпечаток «уорхловской» традиции. Обилие казалось бы несочетаемых друг с другом элементов придаёт помещению особый шарм:
Над рабочим местом располагаются полки с множеством однообразных коробок, которые эффективно отвлекают наше внимание от выходящих из стены труб. Качественное офисное кресло во всём нашем сегодняшнем бесконечном «параде протеста» видеть даже непривычно, но эргономика - лучшая подруга любого творчества, как ни крути :)
А в каком стиле оформили бы рабочую студию вы?