Любая успешная компания, стартовавшая как небольшая фирма, в конце концов достигает того определённого уровня развития, при котором необходимо пересматривать её организационную структуру, схемы производственного процесса, внутреннюю этику, внешнюю политику и (в соответствии со всем вышеперечисленным) планировку помещений. И далеко не всегда помещения реконструируются из-за фактического расширения бизнеса, иногда это происходит по причине того, что появляется необходимость в создании отдельного кабинета для директора - ведь многие фирмы начинают свою деятельность без этого «предмета роскоши». Когда и почему необходимо осуществить «кабинетизацию» собственного дела - об этом мы с вами сегодня и поговорим.
«В тесноте, да не в обиде»
Старая поговорка справедлива, но не всегда - имеются и исключения. Конечно, когда директор находится в одном помещении со своими подчиненными - это имеет много плюсов. Во-первых, руководитель может на месте контролировать весь рабочий процесс, просто наблюдая за тем, как трудятся его подчинённые - это их великолепно дисциплинирует. Во-вторых, находясь на виду у всех, директор и доступен всем практически в любое время рабочего дня - можно запросто подойти к его столу и обсудить насущные вопросы. В-третьих, не стоит забывать и психологический аспект - директор здесь предстаёт в выгодном, «демократическо-либеральном» свете: он не возносится, он «ровня» каждому.
Кабинет - не роскошь, а средство управления!
Но все эти плюсы являются плюсами лишь тогда, когда всё это не мешает директору выполнять его работу, в которой помимо слежки за работой подчинённых, уж поверьте, есть много гораздо более важных занятий. Вот именно для их выполнения и может понадобиться собственный, отдельный от всех, кабинет. Руководящий пост, помимо привилегий, несёт с собой множество обязанностей, а также большую ответственность, не только за себя самого, но и за весь коллектив. В том числе ответственность за имидж компании. Директор-либерал, в драных джинсах, с всклокоченной прической и без кабинета допустим в среде дизайнеров или компьютерщиков, и то в компаниях независимого толка, «безденежных и гордых». В серьёзном бизнесе такой персонаж в роли директора - исключение. Такие образы любят выводить в кино, играет их обычно кто-то вроде Тома Круза, а смотрят данные фильмы представители креативного класса; по-настоящему деловые люди равняются на Аль Пачино и понимают, что кабинет им необходим. Когда же наступает момент, после которого существовать «бездомным» уже неприлично?
Время пришло
Запомните главное: кабинет директору становится необходим с того самого момента, когда он сам это ощутил. Если же внутренней потребности, как таковой, не ощущается, но пришло понимание необходимости, есть несколько ситуационных «маячков», которые подскажут, что уже пора!
1. В вашем лофт-офисе вместе с вами более десяти человек - вполне можно переселяться в отдельную «комнатушку».
2. Вашей компании уже больше двух лет. Этот временной период негласно принято считать деловыми «яслями». Если вы выросли из бизнес-«подгузников», примерьте «взрослый костюм», одним из элементов которого является кабинет.
3. Время на общение с подчинёнными по «рабочим вопросам» (которые вполне можно решить и без вас) занимает большую часть вашего рабочего дня. Оградите себя от этого - уединитесь в отдельном помещении и, если это возможно, поставьте у входа цербера-секретаря.
4. К вам стали обращаться с заказами крупные клиенты, общение с которыми требует конфиденциальности и определённого уровня комфорта. Без директорской «резиденции» здесь не обойтись.
5. Вы расширяетесь географически, появляются филиалы в других городах. Иногородние сотрудники, заявившиеся в центральный офис, могут впасть в замешательство, пытаясь ответить на вопрос: который из всех этих столов - шефа?
6. Успех вашей компании побуждает конкурентов к внедрению в ряды ваших сотрудников шпионов - уединение вашего рабочего места и закрытость даже для визуального наблюдения, не говоря уже об ограничении зоны слышимости вашей деятельности, обязательны! Прозрачность стратегии ваших дальнейших действий на рынке нежелательна даже в небольшом коллективе, чем меньше знают об этом окружающие - тем меньше шансов для получения данной информации соперниками.
В эти моменты и стоит обзаводиться собственным кабинетом. Хотя, если говорить начистоту, вопрос о том, нужен ли директору современной компании отдельный кабинет - спорный и не имеет однозначного ответа. Я лично считаю, что кабинет директору нужен обязательно, но существует и иная точка зрения. Дескать, директор не должен выделять себя из среды своих работников, что происходит, когда он отгорожен от них «четырьмя стенами» и дверью с табличкой, на которой написана его должность и ФИО. Но это уже совсем другая тема, диаметрально противоположная теме данного поста, поэтому подробнее мы её рассмотрим как-нибудь в другой раз.
Успехов вам!