lost in translation

Jun 06, 2010 01:46





на майские я впервые в жизни побывала в Израиле. мы посетили Иерусалим, ТельАвив и провели один день на мертвом море.
конечно обо всем не расскажешь. да и если говорить об этом месте то высоким стилем. это было похоже на сон - не в том псевдо-романтическом клише, которое истаскали все, кому не лень, а по многострукторности и ветвистости ощущений, ассоциаций, впечатлений и воспоминаний. и как всякий значительный сон это оставило свое впечатление, трудно переводимое на дневной язык сознания.

поэтому буду краткой и напишу только то, что не было lost in traslation

время в иерусалиме другое. оно течет медленно, как мед, растягивается, длится. золотистого меда струя из бутылки текла - так тягуче и долго, что ... мы просыпались, проспав, как нам казалось сто часов и с удивлением видели на часах скажем пол восьмого утра. странно - здесь в москве - это точно было бы не менеее пол первого дня. и так это было во всем - длительность дней была невероятной - как в дестве - день простирался длинным белым полотнищем каждое утро.

переехав в тель авив - мы заметили, что и время стало быстрее.

иерусалим - великий город, из нежно розового камня. он многоярусный -многоуровневый , как все древние города востока. там где у тебя окно, у другого входная дверь, а у третьего подвал, а у четвертого патио.

жили мы у богемного деда-скульптора в еврейском квартале. он сдал нам одну комнату из четырех принадлежащих ему в нижнем ярусе одного старого дома. в свои 80, при знании 6 (!) языков, этот персонаж учит русский. он звучит так драматично, так эмоционально, сказал мне дед по английски.

мы взяли гида по имени миша духовный, которого я сразу стала называть spiritual misha из за чего он довольно комично раздражался. ) тем не менее, он выполнил наш заказ и 5 часов водил нас по святыням иерусалима. мы особенно указали, что нас интересует христианство и иудаизм, и что на мусульманские дела тратить время не стоит.

к главной святыне - храму Гроба Господня мы подощли за полдень - толпы были невероятные. мимо прошагал уже знакомый(раньше в городе неоднократно сталкивались) православный отряд-экскурсия, возглавляемый православным замотанным батюшкой, у которого от усталости глаза не фиксировались и был легкий стробизм и колонна теток, без конца задающих утюлюлюканному батюшке вопросы.

Храм накрывает две точки -Голгофу и пещеру, куда после Голгофы перенесли тело нашего Господа. пещера теперь накрыта домиком, довольно криво сколоченным, называемым Кувукля. туда пройти просто невозможно. толпища дикая и пускают мало, вскоре закрывают. регулируют все греки.
еще те регуляторы , конечно.

нам подсказали -спиричуал миша и еще какой-то мутный персонаж, что есть ночная служба, о которой не все знают и тогда в храме мало народу и все получится. через несколько дней мы пришли на эту службу.

храм, как и все многоярусный. в нем несколько приделов - греческий, коптский, армянский и есть католический. все они на разных уровнях. копты - древняя церковь египта - их придел находится ниже и глубже всех, армяне слева от входа, а греки - в центре. странно, что у русских нет своего придела.каждые полчаса на Голгофу поднимается друг за другом священники и окуривают ладаном - вначале грек, потом армянин, а потом копт. католики поют на латыни в своем приделе. одновременно поют греки и армяне. но странным образом это не противоречит друг другу и складывается в красивую, на разные лады , молитву-песнопение.

в Кувуклю мы так и не попали. я час стояла в очереди и вспоминала свое дество и как я на автобусе из матвеевки ехала в школу - так меня прессовали только тогда, мне кажется я даже обменялась молекулами с ближестоящими людьми.

интересную вещь сказал спиричуэл миша. когда он рассказывал про Моисея, он подчеркнул такую , казалось бы, лежащую на поверхности вещь - что те заповеди, которые Господь дал евреям для того времени были новшеством. и эта мысль меня потрясла в некотором роде.
ведь мы, живущие сейчас - считаем for granted, как само собой разумеещеся - что убивать нельзя, воровать нельзя, итд а для того времени - это не было аксиомой. эти заповеди - были в новинку тому миру. вот ведь кошмар.

а меня всегда так потрясала жестокость греческих мифов. и это оправдание - дескать нечего против богов переть. вспомните про бедного марсия или там арахну.

вторая мысль, которую я подумала в иерусалиме. дело в том, что есть там такой камень мироздания. это место, куда Авраам привел Исаака, дабы исполнить волю Господа и принести его в жертву. так вот, это место накрыто мечетью. и вход туда не мусульманам запрещен.
типичное муслимское хамство и дикость. эта святыня прежде всего принадлежит евреям, потом христианам. а уж муслимам в располеднюю очередь.

так вот мысль моя в том, что если бы иерусалимом владели бы муслимы, то все стало бы как у турков - со всех церквей сняли бы кресты, с синагог повыгоняли бы евреев, и везде и из всего устроили мечети. как со Св Софией в стамбуле. всем бы все запретили и все назвали бы своим наследием - как азера про армянские хачкары в карабахе говорят или турки про храм артемиды рядом с измиром. а евреи, которых все почем зря ругают - между прочим - ВСЕМ - дают практиковать свою религию и даже каким то preposterous бахаям, между прочим. не говоря уже о христианах и тех же самых муслимах.

на прощание миша сказал. вот когда я веду экскурсии, я всегда спрашиваю, какая национальность. узнав, что у меня есть армянская кровь, сказал - вот армяне - и сказать ничего плохого нельзя. только хорошее. вот говорят - немцы, я все понимаю - философия там, музыка, Гете - а вот первое - все равно -сами что понимаете вспоминается. или там - турки - тоже понимаете- 1915 выскакивает-, а про армян - сразу только хорошее. удивительный народ - никому не навредили. зато им хорошо досталось и достается - сказали мы.

на этом пока заканчиваю. расскажу немного о еде в след раз.


православие, christianity, путешествия вокруг солнца на земном шаре

Previous post Next post
Up