Перевод под Москвой рекой. Канализация первой очереди

May 13, 2020 17:50





(дальше...)



В начале прошлого года я написал обзорную статью о канализации первой очереди для сайта "Подземная Москва". В ней показаны и кратко описаны наиболее любопытные сооружения и узлы первой московской канализации с привязкой к карте. О некоторых из этих сооружений я планировал в дальнейшем сделать более развернутые и подробные отдельные статьи. Чтобы не множить сущности сверх необходимого, я приведу ссылку на ту статью, а здесь покажу только схему с нумерацией узлов. Первое сооружение, о котором будет подробный рассказ, это перевод под Москвой рекой, так называемый дюкер, точка номер 10 на схеме (большой размер):


Перевод под рекой был необходим для передачи стоков Замоскворечья на Главную насосную станцию и дальнейшей их транспортировки на поля фильтрации. Реализовано это было следующим образом: сточные воды самотеком приходили в верхнюю камеру дюкера на правом берегу реки, из нее поступали в две трубы, уложенные по дну, преодолевали их также самотеком по принципу сифона, после труб попадали в левобережную нижнюю камеру дюкера, а оттуда в Нижний канал и затем на насосную станцию. Здесь имеется в виду Нижний канал первой очереди постройки, поскольку при дальнейшем развитии сети параллельно ему была построена и вторая очередь Нижнего канала, об одном из участков которого я когда-то писал. Камеры на входе и выходе из дюкера были сооружены для установки в них запорной арматуры, предусматривающей возможность перекрытия каждой из труб по отдельности. Это требовалось для периодической прочистки либо ремонта трубопроводов. Кроме того, в правобережной верхней камере был предусмотрен водозабор из Москвы реки для промывки дюкера.

Общий вид перевода под Москвой рекой из Атласа канализации первой очереди и ретрофото левобережной камеры оттуда же:


В настоящее время старый дюкер 40 лет как выведен из эксплуатации, но конечно же рассказ об этом узле был бы неполным без описания современной схемы транспортировки стоков. Если изначально стоки перемещались с правого берега на левый, где располагалась Главная насосная станция, то с введением в строй в 1980 году Центральной КНС (канализационной насосной станции) ситуация изменилась на противоположную. Центральная КНС была построена на правом берегу Москвы реки, и теперь уже стоки центральной части города проходили под рекой по новому дюкеру с левого берега на правый, а стоки Замоскворечья просто переключили на подводящий к КНС канал. Посмотреть устройство Центральной КНС можно здесь. На КНС сточные воды мощными насосами подаются в напорные трубопроводы, большая часть которых идет обратно на левый берег, и далее стоки поступают в самотечные каналы, ведущие к станциям аэрации. Рядом со старым дюкером на берегах реки были сооружены большие камеры с тем же принципом работы: стоки самотечных каналов, так же как и напорные трубопроводы в обратном направлении, распределялись по нескольким ниткам с возможностью перекрытия каждой из них для проведения ремонтных работ. При такой организации водоотведения дюкер 1898 года постройки уже не использовался и стал бездействующим сооружением. Для наглядного представления современной системы я нарисовал примерную схему (большой размер):


На схеме можно увидеть, что Нижние каналы первой и второй очереди, проложенные вдоль левого берега реки и подводившиеся к Главной насосной станции (точка 4), были перенаправлены в новый дюкер и далее в подводящий канал к Центральной КНС. Главная насосная станция и примыкающие к ней участки Нижних каналов при этом выводились из эксплуатации. На участке от устья Яузы до нового дюкера был проложен еще один канал в дополнение к Нижним. Также к новому дюкеру подвели так называемый Центральный коллектор, который перехватывал стоки Верхнего канала и принимал еще некоторые попутные подключения. Во избежание путаницы стоит добавить, что в системе московской канализации существует еще и Центральный разгрузочный канал, но находится он совсем в другом районе города, и о нем когда-нибудь будет отдельный рассказ.

Камеры перевода под Москвой рекой, построенного в рамках первой очереди, обозначены на схеме цифрами 2 (верхняя камера) и 3 (нижняя камера). Как уже упоминалось выше, в верхней камере был устроен промывной водозабор из реки. На промывной трубе предусматривались вентили перекрытия, для которых соорудили отдельные небольшие камерки. К сожалению, эти промывные камеры до наших дней не сохранились, так как на их месте построили дополнительный дюкерный переход под Москвой рекой (точка 1 на схеме). Устройство верхней камеры можно увидеть на подробном чертеже из Атласа канализации первой очереди. Также стоит упомянуть, что на схеме показан один подводящий канал, но при расширении сети добавился второй, поэтому в дальнейшем камера претерпела некоторые изменения относительно своего первоначального вида:


1. Общий вид верхней камеры. Кирпичный свод и ржавые вентили.


2. Слева на фото виден арочный проём, это выход на поверхность, устроенный в виде наклонной лестницы. Лестницу не видно, так как она вся завалена мусором, да и в самой камере мусора тоже хватает. Это связано с тем, что вход в верхнюю камеру легкодоступен и находится на газоне. Долгое время он был просто прикрыт металлическим листом, а потому использовался местными автолюбителями или дворниками в качестве мусорного бачка. Также на фото можно увидеть торцевую, дальнюю от реки стенку камеры и прямоугольный проём в ней. Изначально сюда подходил один яйцевидный канал, но когда возникла необходимость подвести второй, за торцевой стенкой пристроили дополнительное помещение, в котором соединялись оба канала. Из-за мусора на фото вдалеке можно разглядеть свод только одного из них, того, который был достроен позднее.


3. Если пробраться через завалы мусора, можно попасть в подводящие каналы. Более новый замыт наносами почти под свод, а канал первой очереди во вполне неплохом состоянии. Он представляет из себя кирпичную трубу яйцевидного (овоидного) сечения высотой 1,3 метра, или 1300 мм.


4. Метров через 25 встречается камера переключения на современный коллектор. Здесь можно увидеть оба старых канала, один из них практически бездействующий, а по другому поступает основной расход стоков. Все сточные воды уходят на Центральную КНС. Интересно, что старый канал выше камеры переключения до сих пор остается действующим, и на нем даже сооружен снегосплавный пункт.


5. Вероятно, именно наличие снегосплавного пункта привело к тому, что пару лет назад и вход в правобережную камеру, и все колодцы, относящиеся к этому узлу, были основательно запенены монтажной пеной. Дело в том, что снегосплавный пункт является источником специфических запахов, на что жаловались местные жители. В итоге для их успокоения запенили расположенные рядом колодцы, ведущие в бездействующую часть, так как их использование по назначению всё равно не предвидится. За это фото спасибо Елизавете.


Камера левого берега (нижняя камера дюкера) конструктивно схожа с правобережной. В ней также находятся заслонки и задвижки, обеспечивающие перекрытие труб, и имеется точно такой же наклонный вход с поверхности. Интересна левобережная камера в первую очередь тем, что она посредством короткой яйцевидной трубы соединяется с Нижним каналом, самой крупной городской канализационной магистралью первой очереди постройки. Также, судя по чертежу, в точке присоединения к Нижнему каналу была устроена симпатичная сводчатая камера сопряжения (чертеж из Атласа канализации первой очереди):


Помимо этого, дополнительный исследовательский интерес заключался в том, что камера левого берега, в отличие от правобережной, оказалась значительно более труднодоступной. Если в правобережной камере вход представлял из себя прямоугольный проём, расположенный на газоне и накрытый листом металла, то в ответной камере над входом сделали дополнительное перекрытие и уложили стандартную крышку люка, так как со временем вход оказался под проезжей частью Краснохолмской набережной. Более того, расположение этого люка было понятно лишь примерно, а убедиться в правильности предположений на оживленной трассе не представлялось возможным. Также оставалось неясным, сохранилось ли в этой камере соединение с Нижним каналом, или оно было отбутовано при устройстве современной схемы отведения стоков.

Таким образом, нижняя камера дюкера еще долго могла бы хранить свои тайны, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Летом 2018 года случилось событие, вероятность наступления которого как раз и предполагала разделение дюкера на независимые нитки. Скорее всего, в одной из напорных труб со стороны Краснохолмской набережной образовался свищ, и сточные воды под давлением стали поступать в окружающий грунт, размывая его. Аварийную трубу конечно же быстро отключили, но из-за размыва успела частично обрушиться облицовка набережной. В итоге на набережных развернулись масштабные работы по реконструкции всего узла и поочередной замене всех трубопроводов под рекой. Мы с Елизаветой периодически наблюдали за развитием событий, ожидая, что стройка возможно как-то затронет и старый дюкер (все фото работ на набережной авторства Елизаветы):
6. Повреждение облицовки, 2018 год.


7. Стройплощадка на Шлюзовой набережной, 2018 год.


8. Площадка на Краснохолмской набережной, 2018 год.


9. Перекладка дюкера, 2018 год.


Действительно, на Краснохолмской набережной под стройплощадку отгородили кусок проезжей части, куда попал и предполагаемый нужный нам колодец. Правда, на нем обычно стояла техника, а в дальнейшем там поставили бытовку. Работы затянулись почти на полгода, а в начале 2019 года, когда стало понятно, что завершение близко, мы мониторили ситуацию практически каждый вечер. И вот наконец наступил тот момент, когда все работы на площадке были завершены, и осталось только ограждение. С трудом открыв примерзшую крышку колодца, мы убедились, что это действительно спуск в левобережную камеру. Но для спуска была нужна веревочная лестница, к тому же перед спуском стоило бы проверить атмосферу газоанализатором или лампой ЛБВК. На следующий день, когда мы вернулись с оборудованием, буквально на наших глазах рабочие разобрали ограждение, и проезжая часть была вновь открыта для движения. Но в любом случае, мы уже точно знали расположение нужного нам колодца, и через некоторое время в составе отдела подземных исследований ВООПИиК и НЦПИ Остроб всё же провели исследование левобережной камеры.

10. Спуск в левобережную камеру. В отличие от верхней камеры, здесь нет никакого крупногабаритного мусора, сброшенного кем-то в колодец. Но при этом внутри всё было покрыто характерной канализационной грязью, из-за чего наклон оказался очень скользким, без веревочной лестницы тут было не обойтись. Вообще, мало откуда мы вылезали такими же перепачканными, как из этой камеры.


11. Но разве может какая-то грязь омрачить радость исследователя, наконец-то осуществившего свою мечту? Спасибо Елизавете за это фото.


12. Общий вид левобережной камеры. Здесь практически всё то же самое, что и на правом берегу, за исключением наличия крупного мусора. Кроме того, стены и свод здесь покрыты каким-то белым налетом, что придает камере достаточно интересный вид.


13. Торцевая стена, вид в сторону реки.


14. Вентили и заслонки.


15. Выпуск в Нижний канал. На фото Елизавета.


16. Яйцевидная труба - соединение с каналом.


17. Нижний канал на этом участке до сих пор остается действующим, а симпатичная камера сопряжения, показанная на чертежах, до наших дней, увы, не сохранилась. Во время реконструкции этого узла кирпичный свод камеры был разобран, и в этом месте сделали бетонное перекрытие. На фото вид из устья яйцевидной трубы на выходе в Нижний канал.


18. Вид Нижнего канала около точки впадения яйцевидной трубы, и текущая по нему мутная канализационная вода. За это фото спасибо Елизавете.


Использованная литература:

1. Атлас к описанию устройства канализации г.Москвы 1-й очереди, издание Московского городского управления, 1909 год.

2. 100 лет канализации Москвы, Храменков С.В., Загорский В.А., Курятникова И.В. и др., М.: «Прима-Пресс», 1998 год.

перевод под москвой рекой, нижний канал, канализация, историчка, канализация первой очереди, дюкер

Previous post Next post
Up