(
дальше...)
В 80-е годы прошлого века происходила активная застройка окраинных на тот момент районов Москвы. Там, где еще недавно располагались поля, остатки бывших деревень, а иногда и крупные свалки мусора, прокладывались новые асфальтированные дороги и возводились современные панельные многоэтажки. Застройка предполагала устройство коммуникаций, необходимых для нормального функционирования мегаполиса. При этом учитывалось развитие города на десятилетия вперед: к примеру, в планировке микрорайонов сразу закладывались полосы отвода под будущие трассы метрополитена. Болотца и подтопленные низменности осушались, а небольшие и даже относительно крупные речки по существующей тогда традиции убирались в подземные коллекторы.
Именно такая судьба - быть поглощенной разрастающимся городом и скрытой от глаз людей в бетонном тоннеле - ожидала одну достаточно протяженную реку, оказавшуюся в черте застройки. Вдоль русла реки начали копать траншею, в которую укладывались бетонные кольца - сегменты, из которых собирался подземный водосток. Река, о которой идет речь, впадает в Москву-реку, приближаясь к ней почти параллельным курсом и образуя водораздел большой протяженности. Поэтому на участке ближе к устью было решено спрямить коллектор и вывести его в Москву-реку через водораздел, что позволяло сэкономить материалы и время строительства. Для прокладки нового русла под водоразделом был пройден щитовой тоннель из бетонных блоков диаметром 4 метра. После этого, как и предусмотрено технологией, в тоннеле была устроена дополнительная бетонная рубашка, в результате его внутренний диаметр уменьшился до 3300 мм, или 3,3 метра.
Практически всё было готово для запуска реки в новое русло, но наступили 90-е годы, и градостроительная политика Москвы изменилась. Теперь при застройке новых районов малые реки предполагалось благоустраивать, а не прятать в коллекторы. Благодаря этому решению наша река продолжила свое течение в открытом русле, а под землю успели убрать только некоторые её участки в верховьях. Тоннель, проложенный под водоразделом, остался невостребованным. Но, как известно, свято место пусто не бывает, и со временем существующее сооружение решили хотя бы как-то использовать. Таким образом появился весьма нестандартный, но так и не завершенный до конца проект, все этапы реализации которого смогли проследить специалисты
отдела подземных исследований ВООПИиК и
НЦПИ Остроб в процессе осмотра данного сооружения.
1. Припортальная часть тоннеля затоплена и сильно заилена. На фото можно увидеть стоячую черную воду и многочисленные наросты на своде. Глубина воды почти по пояс, но через метров 250 от портала в лотковой части тоннеля появляется бетонная подушка высотой около 1,5 метров, то есть выше уровня воды. На фото вид в сторону портала с бетонной подушки.
2. На некотором расстоянии от места появления бетона встречается поворотная камера. Вдоль стены проложена давно не действующая временная проводка, попадаются заржавевшие лопаты, тачки и другой инструмент. Под ногами чувствуется хоть и подтопленный, но твердый бетонный пол, местами покрытый ярко-оранжевыми наносами.
3. Чуть дальше валяются тачки в еще больших количествах, из чего можно сделать вывод, что именно с их помощью по уже готовому тоннелю транспортировали дополнительные объемы бетона. Это и наводит на мысли об изменении первоначального проекта. Ведь тоннель уже полностью готов, внутренняя обделка закончена, так в чем же смысл создания в лотковой части этой бетонной прослойки, да еще такой массивной?
4. На этом фото можно увидеть деревянное приспособление для разравнивания бетона, а также одну любопытную особенность. Помимо ровного лотка слева видна еще и бетонная возвышенность, видимо этот бетон и свозили сюда тачками, причем, судя по их количеству, происходило это в большой спешке. В дальнейшем мы увидим объяснение этой особенности.
5. Выходим к следующей поворотной камере, стены и потолок здесь полностью покрыты застывшими брызгами бетона, то же самое наблюдается и в стволе колодца, ведущего на поверхность. Там сильно заужен диаметр из-за застывших натеков бетона, лестница практически полностью забетонирована. Объяснение увиденному может быть только одно: в построенный до состояния полной готовности тоннель с уже перекрытыми камерами и установленными лестницами прямо через колодцы заливали в большом количестве бетон для создания дополнительной массивной подушки в лотковой части.
6. За поворотом открывается еще более завораживающий вид. Классическая картина заброшенной подземки, напоминающая какие-нибудь недействующие шахты или рудники: многочисленные тонкие наросты на своде, старая проводка, доски и остатки инструмента. На полу всё тот же бетонный лоток, а у стен еще и кучи застывшего бетона.
7. Слева опять видна бетонная возвышенность над лотком. Похоже, что с расходом бетона здесь не считались. Можно оценочно прикинуть, сколько же бетона было сюда залито для создания дополнительного лотка. При диаметре тоннеля 3,3 метра и высоте бетонной подушки 1,5 метра, площадь ее сечения равна 3,7 квадратных метра. Длина участка, на котором уложен бетон, составляет 670 метров, соответственно, для бетонирования лотка на таком расстоянии потребовалось почти 2500 кубометров бетона. Это более чем 300 миксеров-бетономешалок, но для полной реализации проекта бетона потребовалось бы еще больше, что мы увидим в дальнейшем.
8. Чуть дальше в тоннеле попадаются покрытые плесенью щиты, сколоченные из досок, а также небольшой кусок конструкции, собранной из этих щитов.
9. Деревянная конструкция.
10. Доски и сколоченные из них щиты встречаются в достаточно большом количестве.
11. Наносы глины на полу и еще одна тачка.
12. Наконец мы выходим к следующей камере, где видны следы произошедшей здесь аварии.
13. Здесь уже отчетливо вырисовывается картина первоначального проекта и возникшей при его реализации проблемы. После заливки бетонного лотка в тоннеле предполагалось создать по центру узкий желоб для воды, а пространство по бокам дополнительно забетонировать. В этом и заключается смысл конструкции из досок, которая показана на фото 8 и 9. Это опалубка, то есть форма, которую предполагалось по бокам залить бетоном, чтобы получить узкую и глубокую канавку. Как можно увидеть на фото ниже, реализация задумки не пошла по первоначальному плану. Трудно сказать, по какой именно причине, но в какой-то момент в тоннель была спущена порция бетона, существенно превышающая необходимую. Оценив масштаб катастрофы, строители предприняли попытку развезти этот бетон тачками, пока он не застыл, выкладывая вдоль стен возвышенности, ведь эти части в любом случае предполагалось бетонировать. Какой-то объем они успели использовать, но потом бетон схватился, и оставалось только разбивать застывшую массу отбойными молотками. Но до конца эти работы доведены не были, на чем строительство и прекратилось.
14. Застывшая масса бетона в камере.
15. Выше камеры можно увидеть затопленное почти под самый свод продолжение тоннеля.
Таким образом, можно восстановить всю последовательность проведенных работ. Сначала был построен тоннель, который в итоге оказался невостребованным. Через некоторое время его решили использовать для отведения поверхностного стока с близлежащих улиц, чтобы не сливать эту грязную воду в оставшуюся на поверхности речку. На выходе в Москву-реку планировалось устроить очистные сооружения. Проблема заключалась в том, что объемы предполагаемого стока сильно отличались в меньшую сторону от расхода воды в речке. Такой объем не способствовал бы естественной очистке большого тоннеля, и в конце-концов он был бы весь замыт илом и осадком. Поэтому и пришлось сильно уменьшать просвет тоннеля, заливая в него бетон и устраивая узкий желобок для воды. То, что должно было получиться, можно увидеть на схематичном разрезе.
16. Но на этом история не закончилась. Несмотря на то, что выше застывшей бетонной массы тоннель сильно затоплен, он, как и любой самотечный коллектор, должен иметь уклон в сторону устья, а значит ближе к верховьям уровень воды будет постепенно снижаться. Найдя спуск в верховья, мы обнаружили участок тоннеля в том виде, каким он и должен был стать на всем протяжении. Здесь были полностью забетонированы бортики и для воды осталась только узкая канавка.
17. Здесь тоже сохранилась временная проводка и различные строительные приспособления.
18. Глубина канавки примерно по фаберже. За это фото спасибо
Елизавете.
19. Сверху в коробе тоннель пересекает труба районной канализации.
20. В конце тоннеля можно увидеть выходящую в него трубу диаметром около метра, по которой сюда попадают стоки с ближайших улиц. Также в камере виден разрез тоннеля, тут можно разглядеть внешние бетонные блоки, арматурную сетку и внутреннюю бетонную рубашку. Слева видно частично замурованную в бетон строительную спецовку или штаны. На этом история заканчивается, а кто догадался, для какой речки строился этот тоннель - тот молодец :)