Смертельный брендинг

Jun 15, 2009 23:15

Среди многих аморальностей и грехов капитализма, заложенных в его самую суть, мне наиболее претит отношение к медицине, в частности, фармацевтический маркетинг.
Задумайтесь: покупая хлеб, вы понимаете, что это хлеб, неважно бородинский ли он или батон. Покупая минералку, вы знаете, что это вода, какой бы ни была бутылка. А читая предупреждение на сигаретах, к примеру, понимаете, что это табак и он не особо полезен вашим легким. Но о чем можно подозревать, покупая при простуде витамин С, парацетамол или аспирин в десятках их разновидностей? Ведь принимая цитрамон и антигриппин одновременно можно легко превысить разумную дозу того или иного действующего вещества?




Суть проблемы в том, что на рынке есть тысячи разных препаратов с одним действующим веществом, но разными названиями, синонимами. Конечно, не имея мед.образования или справочника под рукой, мы доверяем врачу и все равно рискуем. Деньгами, ибо врач скорее всего пропишет наиболее дорогой аналог, ведь многие врачи косвенно поощряются фармацевтами. Либо жизнью и здоровьем - врач может не успевать за фармацевтами и назначить вам полный аналог в дополнение к уже принимаемому препарату.
Я сталкивался с этим сам не раз и видел это у других. Один из наиболее шокирующих примеров - назначение Берлиприла и Энапа диабетику. Можно привести десятки подобных примеров и винить врачей за невнимательность. Но они ли одни виноваты? Как насчет тех, кто создает этот разнобой ради наживы?
Кроме как безумной жаждой наживы мне не объяснить, почему один и тот же препарат продается в десятки и сотни раз дороже, при минимальной разнице в себестоимости. Сравните в любой аптеке Нурофен и Ибупрофен, Ацикловир и Ациклостад, Метронидазол и Метронидазол Никомед.
Маркетологи фармацевтических монстров смотрят на нас сквозь призму рынка - всего лишь как на потребителей, которым надо впаривать продукт. 3P - классика маркетинга.
Продукт (Product) имеет сегментацию - от дешевого до "премиум" класса, имеет жизненный цикл. Подобно шампуням и сигаретам, их обновляют, как только глаз потребителя замыливается, а мозг устает от рекламы. И появляются новые, еще более мощные обезболивающие (тройная доза ибупрофена или парацетамола), или как мы без него раньше жили - еще более вкусный кальций. А еще продукт имеет территорию (Place) - и в разных странах может стоить разные деньги. А может и не стоить - и тогда бедным африканцам и СНГовцам продают дорогущие лекарства без какой-либо поправки на покупательную способность. Наконец, Promotion - Продвижение, как я уже отметил выше, фармацевты не гнушаются прямого вовлечения врачей - зайдите в любую поликлинику или, что характерно, гинекологию и обратите внимание на канцелярские товары на столе у врача. Сопоставьте логотипчики с рецептом. Подумайте.
Чтобы быть конструктивным, я озвучу свою идею по решению данной проблемы - законодательно запретить безумный брендинг лекарств и оставить лишь названия действующих веществ или только их устоявшихся сокращений/синонимов. Фармацевтическим корпорациям я бы лишь оставил право указать название и лого производителя, возможно, их синоним - но мелко, под основным названием.

Еще из полезного - вот сайты, на которых вы можете поискать описания препаратов и действующих веществ, в том числе по многочисленным синонимам:

http://www.vidal.ru/poisk_preparatov/
http://rlsnet.ru/

полезное, medicine, лекарства

Previous post Next post
Up