Полицмейстер Н.Ф. Хлебодаров о погроме 19 октября 1905 г.

Jun 18, 2021 07:40

ПРОТОКОЛЪ
засѣданія Екатеринбургской Городской Комиссіи, учреждённой для изслѣдованія событій 19 октября въ г. Екатеринбургѣ и для обсужденія вопроса о городской милиціи.

20 октября 1905 г.

Засѣданіе состоялось подъ предсѣдательствомъ г. Городского Головы И.К. Анфиногенова въ присутствіи Членовъ Городской Управы И.М. Симонова, Н.В. Зубрицкаго и И.А. Коробейникова и Членовъ Комиссіи, г.г. С.А. Бибикова, П.В. Иванова, А.М. Симанова, В.А. Падучева, С.А. Архипова, И.Е. Ошуркова и И.С. Степанова.

Кромѣ того, по приглашенію г. Городского Головы въ заседаніе прибылъ г. Екатеринбургскій Полиціймейстеръ Н.Ф. Хлебодаровъ

1.

По открытіи засѣданія г. Городской Голова сообщилъ для свѣдѣнія Комиссіи, что данное по постановленію Думы 19 октября порученіе Управѣ о сношеніи съ надлежащими властями о нарядѣ достаточнаго количества войскъ для прекращенія уличныхъ безпорядковъ ею исполнено, и уже со вчерашняго вечера по городу назначены военные патрули.

2.

Далее Комиссія обсуждала вопросъ о помѣщеніяхъ для митинговъ и высказалась за желательность имѣть для этой цѣли зданіе Верхъ-Исетскаго театра и велодромъ общества велосипедистовъ; залъ же Думскихъ засѣданій, на который, между прочимъ, указывалъ въ засѣданіи Думы 19 октября гласный Н.Ф. Магницкій, признанъ не подходящимъ по своимъ весьма незначительнымъ размѣрамъ. Рѣшено: войти въ переговоры съ Екатеринбургскимъ Комитетомъ Попечительства о народной [3] трезвости и съ обществомъ велосипедистовъ объ условіяхъ, на которыхъ могли бы быть предоставлены для митинговъ зданіе театра и велодромъ.

3.

Затѣмъ г. Городской Голова сообщилъ, что согласно уполномочію Думы Управа сегодня выдала 50 руб. на похороны Соловьёва, убитаго во время безпорядковъ, и просилъ Членов Комиссіи высказаться, какія, по ихъ мненію, мѣры возможно было бы предпринять къ предупрежденію могущихъ быть безпорядковъ и насилій въ день похоронъ убитыхъ, такъ какъ въ данномъ случаѣ вполнѣ умѣстно опасеніе, что безъ партійныхъ демонстрацій не обойдётся.

С.А. Бибиковъ высказал, что помимо воинской силы, примѣненіе которой допустимо лишь въ крайности, онъ въ данномъ случаѣ полагалъ бы осуществить ещё и такія мѣры, которыя имѣли бы на толпу нравственное воздѣйствіе, и предложилъ просить съ этой цѣлью мѣстнаго Преосвященнаго принять личное участіе въ похоронахъ. Совершеніе самимъ Владыкой обряда отпѣванія создало бы торжественную обстановку событія и несомнѣнно произвело бы впечатлѣніе на чёрный людъ, невольно заставивъ его вдуматься во всё происходящее, и каждый хотя сколько нибудь вѣрующій человѣкъ понялъ бы, что убійство людей изъ за политическихъ убѣжденій, как и всякое другое убійство, противно христіанской религіи, и что въ данномъ случаѣ человѣкъ совершаетъ тяжкое преступленіе, ни чѣмъ неоправдываемое.

Мнѣніе С.А. Бибикова раздѣлили и остальные члены Комиссіи и рѣшили его осуществить, съ какой цѣлью И.К. Анфиногеновъ, А.М. Симановъ и самъ С.А. Бибиковъ приняли на себя трудъ завтра отправиться къ Его Преосвященству. [3об]

4.

По поводу выраженнаго Комиссіею желанія знать подробности распоряженій и дѣйствій полиціи во время безпорядковъ 19 октября г. Полиціймейстеръ Н.Ф. Хлебодаров въ общихъ чертахъ высказалъ слѣдующее.

Неожиданныя событія 19 октября застали меня при такомъ положеніи: наканунѣ, 18 октября, часть казаков - полурота и офицеръ - были скрыты въ тюрьмѣ на случай предупрежденія покушенія со стороны толпы къ насильственному освобожденію политическихъ заключённыхъ, а остальные казаки вечеромъ того же18 октября предполагали выѣхать в Сысерть; но въ 3 часа ночи на пожарѣ я видѣлся съ Эсауломъ и онъ мнѣ сказалъ, что вечеромъ они выѣхать не могли, а выѣдутъ въ 5 часвоъ утра. Таким образом, утромъ 19-го на этихъ казаковъ разсчитывать было нельзя. Казаки же, скрытые в тюрьме, оставались тамъ до тѣхъ поръ, пока я, согласно полученной отъ начальства телеграммы, не освободилъ политическихъ. Полицейскихъ нижнихъ чиновъ на мѣстѣ происшествій 19 октября было человѣкъ 45-ть, остальные же необходимо должны были находиться при полицейскихъ частяхъ.

Первое извѣстіе о происходящихъ безпорядкахъ на площади у Кафедральнаго собора я получилъ в Уѣздном Полицейскомъ Управленіи, гдѣ былъ по дѣламъ службы, и тотчасъ же отправился къ мѣсту происшествій. Увидав идущую по Уктусской улицѣ въ направленіи къ Кафедральной площади толпу учащихся съ красными впереди знамёнами, я поспѣшилъ к ней и стал увѣщевать не ходить къ Кафедральной площади, а немедленно разойтись, но на мои увѣщанія никто не обращалъ вниманія, и толпа продолжала шествіе въ принятомъ направленіи. А между тѣмъ въ это время съ Кафедральной площади на толпу учащихся набѣжала друга я толпа, состоящая изъ сѣраго [4] люда и начала свои безобразія. Я послалъ за казаками, ктоорые, какъ оказалось и о чёмъ я уже въ этотъ моментъ зналъ, въ Сысерть утромъ не уѣхали и были в городѣ. Къ часу дня на мѣсто происшествій явились казаки и оставались до тѣхъ поръ, пока толпа не разсѣялась.

Во время безпорядковъ мнѣ нѣсколько разъ лично приходилось защищать избиваемыхъ, и я сам получилъ отъ дикой безумной толпы довольно сильные удары. Всѣ усилія полицейскихъ солдатъ направлены были ъ тому, чтобы оградить жизнь людей, подвергавшихся нападенію. Имъ приходилось только заслонять собою жертвы дикой расправы, и весьма естественно, что въ то же самое время они не имѣли возможности услѣдить, а тѣм болѣе арестовывать виновниковъ нападенія, такъ какъ тѣ моментально разбѣгались; но несомнѣнно, теперь удастся ихъ обнаружить, и они будутъ арестованы.

Что касается распространившихся слуховъ, будто въ толпѣ хулигановъ были переодѣтые пожарные служители, то въ нелѣпости такихъ слуховъ ни кто изъ васъ, конечно, не сомнѣвается: всѣмъ извѣстно, что пожарные только въ 6 часовъ утра 19 октября вернулись съ бывшаго въ городѣ пожара и были всѣ на своихъ мѣстахъ, такъ какъ послѣ пожара приводили в порядокъ машины, чистили лошадей и вообще не имѣли даже времени куда-либо отлучиться.

Въ заключеніе г. Полиціймейстеръ просилъ Комиссію о подробномъ разслѣдованіи всего произшедшаго 19 октября.

Члены Комиссіи, выслушавъ приведённое выше сообщеніе г. Полиціймейстера, высказали сожаленіе, что полицейскіе солдаты при защитѣ жертвъ насилія ограничивались лишь увѣщаніями по адресу хулиганов, тогда какъ съ ними слѣдовало расправляться безъ всякой [4об] пощады.

Затемъ Комиссія пришла къ заключенію о необходимости немедленнаго ареста участниковъ безпорядковъ, при чём указала г. Полиціймейстеру нѣсколькихъ такихъ лицъ, фамиліи которыхъ ей извѣстны уже теперь.

5.

Предложенный г. Городским Головой на обсужденіе вопросъ объ учрежденіи городской милиціи оставленъ пока открытымъ.

Затѣмъ засѣданіе закончено.

Предсѣд. Комиссіи Ив. Анфиногенов [5]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.1.Д.25.Л.3-5.

Кафедральная площадь Екатеринбурга

РКМП, Революция, история

Previous post Next post
Up