Выступления на круглом столе по трансплантологии. Религиозные деятели.

May 11, 2011 11:41

Первым высказался протоиерей отец Дмитрий Смирнов, председатель церковного общественного совета по биомедицинской этике.



Трансплантация - это великое достижение человечества, в котором проявляется очень серьезный христианский аспект. Недавно один мой прихожанин отдал свою почку племяннице. Нет ничего более превосходного, в его поступке. Он жертвует своим здоровьем ради ближнего. То же самое касается и смерти донора. Я готов чтобы все мое тело, пожалуйста, взяли на любые исследования, для любых донорских операций. Готов сам послужить публичным примером.

Но есть другой аспект, и мы его касались. Абсолютное недоверие. Абсолютное недоверие к системе здравоохранения, к правительству, к государству, к правоохранительной системе, к судам. И это недоверие полностью оправдано. Поэтому, нужно совершенно исключить возможность оплаты пациентом этой процедуры. Полностью. Если будет это гарантировано, что та сумма, которую заплатит человек, не будет влиять на очередь, тогда мы сможем эту систему изменить. Это первое предложение.

Второе. Некогда, я еще в Доме Журналиста, с Валерием Ивановичем Шумаковым, Царство ему Небесное, обсуждал вопрос касательно смерти мозга. И когда я спросил его, какова вероятность ошибки в диагностировании смерти мозга, он ответил - 11%. Это значит каждого десятого, мы режем живого. Возможно, с тех пор, так как прошло уже какое-то время, и медицина ушла далеко вперед, сейчас и есть 100% гарантия смерти мозга.

И потом, с точки зрения нашей антропологии, человек жив, пока у него бьется сердце. У нас душа не в голове. Душа находится в сердце. Здесь есть очень серьезная нравственная проблема. Поэтому нужно создать такую систему, когда любой вопрошающий должен получить ответ.

Теперь по поводу журналистских расследований в статьях Аркадия Викторовича Мамонтова. Я его очень хорошо знаю, хорошо знаю эту проблему, и хорошо знаю пленки телефонных разговоров, которые не были опубликованы в его репортаже. Там абсолютно очевидно была «уголовщина».

Религиозных запретов на трансплантацию, понятно, быть не может. Есть только общее падение нравственности нашей великой державы. Если это исключить, я готов сам участвовать в пропаганде. Но работать на чей-то бизнес, сами понимаете, не очень приятно. Вот все, что я хотел сказать. По лицам я видел, что меня услышали.



Арсланов Марат-Хазрат - заместитель директора департамента социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев России.

В прошлом веке, когда это начало развиваться, у людей возник вопрос к богословам, насколько это соответствует религии ислама? И были выработаны фетвы, богословские заключения, которые говорят о следующем: ислам не против подобного рода практики, но должны быть соблюдены ряд условий.

Первое - пересадка возможна, если это последний способ помочь человеку. Об этом должны, конечно, сказать специалисты, а не сам больной. Второе - должно быть добровольное согласие всех сторон. Донора и реципиента. Третье - очень важно, чтобы это было именно на безвозмездной основе.

Согласно исламу, человек - это святое. Человек - это и тело, и душа. Всевышний дал человеку тело в пользование, это не его собственность, которой он может распоряжаться как угодно. Если все эти условия соблюдаются, ничто не мешает человеку дать согласие и стать донором или реципиентом. Всевышний призывает делать благо и помогать во всем благом. Если в этом есть благо, значит, верующие будут это делать. Если же в этом присутствует страх, криминал и прочее, то это уже личный выбор человека.

Отец Василий (подробнее его не представили)

Буквально неделю назад, сербский патриарх призвал всех верующих Сербии, православных христиан, не смущаться, верить в возможности трасплантологии и призвал тех, кто имеет такую возможность, жертвовать своими органами и при жизни, и после смерти. Это соответствует завету Христа. И это было сказано в те дни, когда в храмах читалась Беседа Христа Спасителя в Гефсиманском саду, где господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя».

У нас в стране нет пока такого психологического климата. Наши люди, к сожалению, очень суеверны. Суеверие и вера - это противоположные вещи. Каждый боится подумать о смерти своей, или своих близких, и не случайно патриарх Иереней, сказал это на Страстной Седьмице, когда мы переживаем смерть Христа Спасителя за нас. На самом деле, православный христианин должен быть готов умереть каждый день. Предстать перед Господом, и дать Ему ответ: «Что ты сделал, как ты прожил на Земле?» Мы веруем в жизнь вечную, и хотим быть вместе с Господом, со всеми нашими родными, близкими. И если мы здесь будем об этом помнить, у нас не должно возникать никаких психологических препятствий к трансплантологии. Эту сегодняшнюю ситуацию надо переломить.

Отец Анатолий Берестов, настоятель больничного храма НИИ Трансплантологии искусственных органов им. Шумакова

Я должен сказать, что Церковь специально не рассматривала, вопросы трансплантологии. Были отдельные выступления священнослужителей, в частности Патриарха Кирилла, который благословил трансплантологию. В целом он положительно отнесся к ней, единственное, сказал, чтобы желательно брали разрешение у родственников. Покойный патриарх Алексий, официально не высказывался никогда. Но я уже давно участвую в конференциях на эту тему, и всегда, Патриарх Алексий меня благословлял, без всяких оговорок. Так что отношение Церкви, верующих, как и многое в нашем обществе, несколько неоднозначно. Мы регулярно проводим такие конференции. Когда выступают по телевидению в отношении трансплантологии, пишут в газетах, отношение людей, верующих людей, резко меняется в положительную сторону. В общем, Церковь благословляет трансплантологию, это благое дело.

---

Это дословно всё, что сказали приглашенные религиозные деятели, больше их ни о чем не спрашивали, а они в обсуждение не встревали.

религия, трансплантология, медицина, врач и пациент

Previous post Next post
Up