Children's Hour (1961 version)

Mar 25, 2011 13:07



Оказывается, в 60-е годы снимали кино на тааакие темыыыы...
Но этот фильм хорош не только темой, на которую снят. Он хорош - и плох одновременно - своим безупречным качеством. Безупречное качество отличает разработку интриги, освещение, музыку, костюмы, характеры проработаны детально и убедительно. Перед нами продукт строгой, серьезной, сдержанной эпохи. По-настоящему проваливается он только однажды - когда героиня Ширли МакЛейн закатывает психодраматическую сцену.

Не то, чтобы она была плохая актриса. Просто психодрама не имеет ничего общего со сдержанностью. У актеров блестяще вышло застегиваться на все пуговицы (в самом деле, каждый персонаж неподражаемо элегантен), но им трудно биться головой об стенку и кричать о своей любви. Попробуй побейся головой об стенку после того, как тебе четыре часа сооружали на этой самой голове прическу, и выглядеть при этом убедительно!
Острые драматические моменты получились не очень удачными; напротив, несомненная удача - мягкий, аккуратный мелодраматизм, все то, что случается каждый день в любой социальной среде. Талантливая интригантка младшего школьного возраста и попадающая в ее руки робкая девочка из хорошей семьи, подворовывающая украшения у подруг; две молодых учительницы, открывшие частную школу и оставшиеся без средств к существованию после крупного скандала вокруг школы; пожилая актриса-неудачница, легко покупающаяся на детскую лесть, - все это плод тонких наблюдений над характерами и не самый распространенный материал для «большого» кино.
Хотя интрига и закручивается вокруг столкновения одной из героинь с избалованной и расчетливой ученицей, на самом деле центральный психологический конфликт - между трансгрессивной беспокойностью героини МакЛейн и уравновешенностью героини Хепберн. Первая - резкая, порывистая, скандальная, вторая - честная, надежная, терпеливая. Конец первой дает понять, что так вести себя не следует, что ценности эпохи - надежность и терпение.
Нынешнему зрителю понятнее как раз первая героиня, потому что ее трансгрессия - в числе первых ценностей нашей эпохи. Одним терпением карьеру сегодня не сделаешь. Впрочем, в эпоху, когда фильм создавался, женщин измеряли стабильностью семейного положения, а не стремительностью движения по карьерной лестнице.
Последнее время я пишу о фильмах, к которым - в силу их детально проработанного, разумеется, психологизма, - отношение у меня очень личное. Сделав, как писали в XVII веке, «толстое» ударение на том, что это именно личное отношение, - оно же зрительская рецепция, интересующая социологов и продюсеров, - все-таки его выскажу.
Героиня Беннинг в фильме из предыдущей рецензии вполне тянет на идеал человека, с которым я бы смело провела остаток дней. В этом фильме героиня Хепберн виртуозно и правдоподобно изображает людей, в которых все время упираешься и которых пугаешь до полуобморока своими трансгрессивными интенциями. Будучи действительно терпеливыми, они тебе даже это прощают. Но тебя к этому моменту уже беспробудно тошнит от себя самого. МакЛейн, собственно, не менее виртуозно изображает эту самую тошноту.
В общем, я считаю, очень хорошо, что мы живем в 2011 году, и хотелось бы уже поскорее в какой-нибудь 2030-й. Когда даже героиня Беннинг будет казаться нам трогательным воспоминанием о жестокой эпохе, когда все зашнуровывали ботинки и считали, что у детей должно быть только двое - и, главное, все время одних и тех же - родителей.
Previous post Next post
Up