Ferzan Ozpetek: La finestra di fronte, Le fate ignoranti, Le mine vaganti

Oct 11, 2010 14:36



(Кадр из Mine vaganti: семья шифрующегося гея встречает его друзей - и только бабушка догадывается, кто такие эти гламурные симпатяги).

Сперва сделаю рекламу режиссеру. Его фильмы очень смешные, глубокие, страшные и сентиментальные.
Собственно, это не просто реклама: он действительно старается быть разным. Он говорит о множественности настроений, о разнообразии характеров, о широте выбора. Прежде всего о широте выбора.
Такой тип воззрений и темперамента в Италии определяют как коммунистический, что ужасно звучит для человека, выросшего на (пост/)советском пространстве.


Коммунизм, сексуальная свобода, религиозная терпимость, интеграция иммигрантов, образование - для Италии понятия одного ряда.
В La finestra di fronte в кругозор режиссера въезжает Холокост, чтО удивительно и странно. Потому что от турка не ожидаешь, что он будет интересоваться евреями. Европейскими проблемами евреев очень интересуются, кроме самих евреев, европейцы, американцы и израильтяне, но туркам, японцам и индусам до Холокоста очень далеко: чувство вины им испытывать не за что, отчего проблема семидесятилетней давности сильно теряет в актуальности. У них, так сказать, хватает собственных проблем.
В Le fate ignoranti домработницу из неопределенной Юго-Восточной Азии застают за исполнением похоронного ритуала в национальных традициях.
Но больше всего Оцпетек интересуется все-таки турками. Турки решительно перевешивают прочие иммигрантские интересы режиссера. Ну что ж, зато кто лучше него способен рассказать истории, происходящие именно в этой диаспоре? Это по-своему очень ценно.
Кроме турок и - в меньшей, как мы сказали, степени, - других эмигрантских категорий, его занимают разные другие отверженные категории современного итальянского общества. Южане. Старики. Проститутки. Транссексуалы (категория, практически полностью входящая в состав предыдущей и составляющая половину ее состава, потому что неоперированные итальянки в эту профессию больше не идут). Ему интересно находиться среди представителей этих категорий, и маленькое сообщество в Le fate ignoranti составлено из них в свободной комбинации.
К транссексуалам он относится хоть и с сочувствием, но все-таки отстраненно. Про них понятно, что это очень отдельная категория людей, с флером резкого социального неблагополучия. Транссексуал действует на периферии сюжета.



(Fate ignoranti: главная героиня обнаружила, что у ее покойного мужа был любовник, и обедает в сердечной компании друзей этого интересного человека - транссексуал(ьша?) с бойфрендом, проститутка, эмигрантка из Турции, несколько геев и один больной СПИДом).

Другое дело - гомосексуалисты, непременно фигурирующие в каждом фильме. Хотя им и приходится периодически шифроваться от гетеросексуального большинства, все-таки они вовлечены в истории, происходящие с гетеросексуальными персонажами. В Le fate ignoranti и Le mine vaganti вся история, собственно, и состоит в столкновении гомосексуалиста с гетеросексуалами.
Укажем еще один небольшой недостаток оцпетековских фильмов: гомосексуалисты у него - красивые мужчины. Это позволяет ему некоторый новаторский ход в отношении персонажей-женщин, которым в кои-то веки позволено влюбиться в мужчину просто потому, что он очень красивый. Но женской гомосексуальности для него, похоже, не существует (если только не в виде повторяющейся шутки в Le fate ignoranti).



(Finestra di fronte: главная героиня, замужняя и детная, наконец встретилась с красавцем из дома напротив).

Его программа равноправия довольно узкая. Мужчины имеют право, следует из его фильмов, любить как красивых мужчин, так и красивых женщин. Это, конечно, уже хорошо, но еще «не возвращает нам Конго», как говорят бельгийцы (*что? да, у меня тоже своя идеологическая платформа мультинационального культурного развития; разговор на пяти языках должен утратить роль академических понтов и стать обыденностью; Оцпетек меня поддержит*). Женщины имеют право быть не только красивыми, но и: умными, не очень молодыми и своенравными. Это даже еще лучше.
Хотелось бы большего. Еще большего.
Но спасибо и на том.

Из данной рецензии как выходящая за ее рамки выпущена многостраничная ода синим умным глазам Маргериты Буй и трогательному сочетанию детскости, зрелости, интеллекта и женственности в том, как она выглядит, и в том, что делает.

Маргерита Буй - тоже коммунистка.

Previous post Next post
Up