Ленин на каждый день. О сути идеализма (2)

Feb 02, 2018 09:40

"Если природа есть производное, то понятно само собою, что она может быть производным только от чего-то такого, что больше, богаче, шире, могущественнее природы, от чего-то такого, что существует, ибо для того, чтобы «произвести» природу, надо существовать независимо от природы. Значит, существует нечто вне природы и, притом, производящее природу. По-русски это называется богом. Философы-идеалисты всегда старались изменить это последнее название, сделать его абстрактнее, туманнее и в то же время (для правдоподобия) ближе к «психическому», как «непосредственному комплексу», как непосредственно данному, не требующему доказательств. Абсолютная идея, универсальный дух, мировая воля, «всеобщая подстановка» психического под физическое, - это одна и та же идея, только в различных формулировках. Всякий человек знает - и естествознание исследует - идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, «подставить» эту абстракцию под всю физическую природу, - это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием ["Материализм и эмпириокритицизм", 18-й том, 5-е издание ПСС]" (1908).

Однако, забавно тут звучит "определенным образом организованного вещества" в связи с основным тезисом, хе-хе. Все-таки мы зачастую рабы собственного языка.

материя, нкд, сознание, идеализм, идея, Ленин, научное мировоззрение

Previous post Next post
Up