Захотелось мне в прошедшую субботу прогуляться по столице... Не, какое-то нехорошее начало, к тому же, мало правдоподобное. Конечно, я знал, куда иду и зачем. И на сей раз моё настроение сильно отличалось от предыдущих походов на митинги. Я пытался дать себе ответ на вопрос: что это - махание кулаками после проигранной драки или, наоборот, только начало долгого противостояния? Ответ, как водится, лежит где-то посередине, но на моё решение "прогуляться" на Арбат он не особенно влиял. Погода замечательная, общество великолепное, лозунги шикарные, да и цели всё ещё есть - так почему бы и нет?
Первое, что бросилось в глаза, - обилие техники разной степени автозаковости и представителей правоохранительных органов разной степени вооружённости. Полчища ОМОНа, надо сказать, выглядели довольно угрожающе. Но людей всё равно было больше. В стеснённом месте у входа на улицу пришлось немного потолпиться, зато дальше взору открылись широкие просторы пешеходной части. Прямо сразу столкнулся с креативом угрожающих масштабов.
Не знаю, как умельцы это сооружали и доставляли в центр города, но получилось потрясающе! К началу мероприятия мы немножко опоздали, потому очередей к рамкам не было вовсе. Они очень причудливо располагались на пешеходной части - своеобразной змейкой. До сцены ещё пилить и пилить, но уже здесь были слышны доносящиеся оттуда лозунги и кричалки.
Как я уже убедился раньше, гулять среди участников такого рода митинга и рассматривать их плакаты - одно удовольствие. Но мне показалось, что в этот раз "серьёзных" было больше, чем раньше. То ли креатив остывать стал, то ли некий градус отчаяния возрос. Кстати, об отчаянии. Не могу судить о том, какие были чувства 5-го числа на Пушкинской, но мне кажется, что это был такой шок, смешанный с крушением надежд. Здесь настроения были более оптимистические, но такого азарта и задора, как на Сахарова и Болотной, уже не было.
Как всем уже наверняка известно из новостей, организаторы сделали упор не на медийных персон, а на наблюдателей и вообще "свежую кровь". Это было очень правильное решение: за последние месяцы я уже чуть ли не выучил позиции большиинства постоянно выступающих товарищей, а вот новые лица послушать очень даже интересно. К тому же мне, как наблюдателю, было очень любопытно послушать своих "коллег".
Ксению Собчак, на сей раз, освистывать не стали, хотя где-то с фланга и попытались. Вот как можно буквально за пару месяцев изменить к себе общественное отношение. Очень хорошо принимали Сергея Удальцова, хотя от его выступления мне стало немного не по себе. В какой-то момент из колонок магазинов и кафе, вдоль которых и располагалась толпа, стали доноситься звуки радио, заглушая итак негромикие звуки со сцены. Люди стали громко и хором возмущаться, минут через пять радио выключили.
Да, креативный класс снова постарался. А полиция подготовилась. Похоже, после событий прошлой недели былое доверие друг к другу испарилось. Весь путь к метро представлял собой сплошной коридор людей в форме. Так и хотелось воскликнуть: "Ребят, зачем вас столько?!"
Людей, конечно, было сильно меньше, чем раньше. Тысяч семнадцать, полагаю. Кто-то считает такое падение численности большим поражением протеста, кто-то, наоборот, смотри на это дело с оптимизмом. Я же считаю, что не стоит проводить акции так часто, - чем чаще это будет проводиться, тем быстрее сойдёт на нет эта волна. Надоест просто. Раз в месяц-полтора - самое оно.
Но на этом, как ни странно, история не заканчивается. Сразу после митинга решили с друзьями сходить на выставку и договорились встретиться на Пушкинской площади. Уже на подходе к ней моему взору предстали цепочки полицеских пазиков и большое количество самих полицейских. Решил от греха подальше снять белую ленточку. И правда, всю площадь оцепили прямо при мне, внутрь пускали только журналистов. Совершенно непонятно, что там готовилось и готовилось ли вообще, но вид довольно стрёмный.
Среди журналистов видел Илью Варламова и Павла Лобкова с "Дождя", который умудрялся выходить в прямой эфир прямо со смартфона! Судя по каким-то обрывочным сведениям, дошедшим ло меня, там-таки кого-то задержали.
И вообще, протестная Москва стала производить очень странное впечатление: такое ощущение, что власть готовится чуть ли не к войне. Автозаки в тот день я видел и на Тверской, и на Театральной площади. Вызывает это, мягко говоря, недоумение. Хочется верить, что сила не будет применяться к первому встречному с белой ленточкой. И даже ко второму.